Общество становится главным инициатором реформ

 

Инициируя в начале 2017 года принятие Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах, Президент нашей страны Шавкат Мирзиёев ориентировал ее на достижение такой высокой цели, как построение, вместе с народом, нового Узбекистана.

Пять направлений Стратегии только на первый взгляд представляют пять разных сфер реформирования и модернизации страны. На самом деле они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. И только синхронное выполнение намеченных на период до 2021 года задач обеспечит успешное достижение поставленных целей.

В этой связи принципиально новым содержанием наполняется лежащий в основе общественно-политической системы страны принцип народовластия. В рамках практического осуществления стратегии главой нашего государства были инициированы последовательные шаги по повышению эффективности осуществления этого принципа через реформирование избирательной системы, повышение роли представительных органов власти, усиление их воздействия и контроля за исполнительной властью.

Однако одним только участием в формировании законодательно-представительной власти и влиянием народа, через своих представителей – депутатов, на формирование и деятельность органов исполнительной власти осуществление народовластия ограничиваться не должно.

На нынешнем этапе реформ, ориентированном на создание нового Узбекистана, значительно возрастает роль общественного управления. В своих ежегодных посланиях Олий Мажлису Президент страны неоднократно подчеркивал, что народ, общество должны становиться главными инициаторами реформ, играть определяющую роль в формировании национального законодательства и контроле за деятельностью исполнительной власти.

В целях обеспечения комплексного подхода к синхронному, взаимно скоординированному решению всех задач Стратегии действий главой государства в 2017 – 2019 гг. были инициированы ряд важных шагов по повышению эффективности диалога с народом, совершенствованию механизмов взаимодействия государства и общества в решении задач обеспечения процветания страны и благосостояния ее народа.

Совершенствованию нормативно-правовых основ общественного управления и повышению роли институтов гражданского общества в этих процессах способствовало принятие Законов «О профессиональных союзах», «О волонтерской деятельности», «О государственно-частном партнерстве», «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин», «Об общественном контроле», «О противодействии коррупции» и других.

На основе принятых Президентом ряда Указов и Постановлений были осуществлены практические меры по укреплению института махалли и семьи, повышению эффективности государственной молодежной политики, расширению участия институтов гражданского общества и непосредственно граждан в бюджетном процессе, формировании территориальных программ социально-экономического развития и общественном контроле за их осуществлением.

Однако, несмотря на активизацию деятельности многих институтов гражданского общества, большинство из них, в особенности негосударственные некоммерческие организации, как справедливо отметил Президент страны на состоявшемся 11 февраля 2020 года видеоселекторном совещании, продолжают работать формально, оказывают недостаточное воздействие на развитие гражданского участия и гражданской инициативы.

В этой связи возникла объективная необходимость формирования принципиально новых общественных институтов и механизмов, обеспечивающих усиление общественного контроля, установление более тесного взаимодействия между государством и обществом. Таким общественным институтом становится создаваемая в соответствии с Указом Президента от 16 апреля 2020 года Общественная палата Республики Узбекистан.

Качественно новый представительный орган – Общественная палата Республики Узбекистан, а также создаваемые одновременно региональные общественные палаты, формируются из числа наиболее авторитетных граждан, внесших большой вклад в развитие гражданского общества, формирование правового государства и совершенствование национального законодательства, повышение правовой культуры населения, защиту прав и свобод граждан, развитие науки, спорта, культуры и экономики Узбекистана, воспитание здорового и гармонично развитого поколения.

При этом новый представительный орган наделяется важными полномочиями и одновременно создаются процессуальные механизмы, которые на практике обеспечат переход взаимодействия, диалога между гражданским обществом и государством на новый уровень, который характеризуется значительным повышением действенности общественного контроля и обеспечением реального влияния общества на формирование и осуществление государственной политики в сферах, представляющих значительный общественный интерес.

Во-первых, уже в текущем году будет запущен механизм ежеквартального обсуждения в Законодательной палате (и, соответственно, в Сенате) результатов изучения и анализа Общественной палатой актуальных для общественности вопросов. Аналогичная практика вводится и в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентском городском Кенгашах народных депутатов по вопросам, изученным региональными общественными палатами.

Во-вторых, Общественная палата поднимается на один уровень с парламентом в осуществлении общественного контроля.

В-третьих, Общественная палата становится непосредственным участником нормотворческого процесса в связи с введением порядка направления ей для предварительного рассмотрения предложений о внесении изменений и поправок в Конституцию Республики Узбекистан, проектов законов и других нормативно-правовых актов по наиболее актуальным вопросам социально-экономической жизни страны, вызывающим особый общественный интерес.

В-четвертых, важное значение для повышения эффективности общественного управления имеет наделение Общественной палаты координирующими функциями по отношению к негосударственным некоммерческим организациям и общественным советам, создаваемым при государственных органах.

Важно также, что государственные органы в центре и на местах будут обязаны осуществлять свою деятельность в тесном взаимном сотрудничестве с Общественной палатой и региональными общественными палатами, При этом должно быть обеспечено строгое соблюдение принципов независимости негосударственных некоммерческих организаций и невмешательства государства в их деятельность.

Таким образом, в связи с созданием Общественной палаты активизируется формирование механизмов системного и эффективного диалога, объединяющего усилия государства, граждан и институтов гражданского общества, направленные на дальнейшее ускоренное и всестороннее развитие страны, а также обеспечение согласованности их социальных интересов. В том числе, обеспечение практического и эффективного сотрудничества парламента, правительства и общественных институтов в достижении Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций.

Решение соответствующих задач в полной мере отвечает социальным интересам и жизненным потребностям постоянного электората НДП Узбекистана. С формированием Общественной палаты непосредственно перекликаются программные приоритеты нашей партии, направленные на формирование в стране системы социальной демократии. Открываются возможности для практической реализации таких программных задач партии, как внедрение обязательных общественных консультаций перед принятием вопросам, затрагивающим наиболее важные стороны социально-экономической жизни страны, обязательного общественного обсуждения и общественной экспертизы проектов законодательных актов, которые непосредственно влияют на удовлетворение социальных интересов и жизненных потребностей, уровень адресной социальной поддержки населения, в том числе, его уязвимых слоев.

Обобщая изложенное, можно сказать, что в Узбекистане разворачивается практическое осуществление принципа «Инициатор реформ – само общество», сформулированного в Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 24 января 2020 года. Его главным содержанием является то, что государство и общество, имея единые цели в достижении процветания страны и благосостояния ее народа, выступают равноправными партнерами в достижении этих целей посредством эффективного взаимодействия соответствующих государственных и общественных институтов.

 

Улугбек Иноятов,

Заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса.

 

www.parliament.gov.uz

Депутат Олий Мажлис