Забота об инвалидах должна стать реальной

 

Главной целью Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения» является эффективное решение существующих экономических и социальных проблем. Отдельным пунктом программы обозначена существенная помощь лицам с инвалидностью. Так в Государственную программу с учетом передового зарубежного опыта и предложений широкой общественности внедрена практика конкретной поддержки лиц с ограниченными возможностями:

- перевод практики обеспечения нуждающегося населения протезно-ортопедическими изделиями и реабилитационно-техническими средствами на систему выдачи сертификата с созданием возможности гражданам приобретать протезно-ортопедические изделия и реабилитационно-технические средства по своему выбору у любого производителя за счет средств (сертификата), выдаваемых государством;

- назначение инвалидности на бессрочный период признанному лицом с инвалидностью гражданину с анатомическими дефектами, имеющими явные признаки инвалидности, без проведения дополнительного освидетельствования для получения клинико-функциональных сведений.

Это очень значимый показатель реальной заботы о людях с ограниченными возможностями.

Тем не менее, в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы социализации инвалидов посредством их трудоустройства и создания им гарантированных условий труда.

На сегодняшний день в Узбекистане проживает более 800 000 людей с инвалидностью. В областях и районах нашей страны функционируют около 170 негосударственных организаций – территориальных отделов Общества инвалидов, содействующих в создании им равных условий, защите их прав, решении социальных и бытовых вопросов.

В республике сформирована законодательная база, направленная на реализацию прав лиц с инвалидностью, их социализацию и всестороннее содействие со стороны государства.

Проводится подготовка к завершению процесса ратификации Узбекистаном международной Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной нашей страной 27 февраля 2009 года и подтверждающей согласие с основными задачами и принципами, заложенными в данном международном документе.

Изучая сложности, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью, фракция Народно-демократической партии в Законодательной палате Олий Мажлиса провела большую аналитическую работу, встречаясь, общаясь с членами обществ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями. Поскольку отсутствие возможности получить оплачиваемую работу выступает одним из основных источников социальной уязвимости, устранение барьеров на пути к занятости является приоритетным направлением политики социальной интеграции инвалидов.

По результатам проведенной работы мной и моим доверенным лицом Курбановым Бахромжоном Усмановичем были разработаны следующие предложения по обеспечению занятости инвалидов:

  1. Организовать парламентскую комиссию по контролю над созданием и усовершенствованием специализированных предприятий для лиц с ограниченными возможностями за счет государственных инвестиций и порядком осуществления социального заказа органами государственной власти на реализацию социально значимых проектов в данном направлении.
  2. Привлечь к работе комиссии областных, городских и районных депутатов.
  3. Создать электронный Реестр существующих и вновь созданных предприятий обществ инвалидов, содержащий полную информацию о деятельности этих предприятий.
  4. Произвести инвентаризацию существующих предприятий обществ инвалидов с целью определения их пригодности для осуществления производства, в том числе наличия и состояния необходимого оборудования.
  5. Определить виды производств, на которых можно использовать труд инвалидов.
  6. Определить примерное количество работоспособных инвалидов.
  7. При участии инвалидов и обществ инвалидов создать электронные базы данных всех профессиональных образовательных учреждений и трудовых вакансий для инвалидов.
  8. Использовать инновационные технологии для развития дистанционного обучения, консультирования инвалидов, расширения перечня профессий, по которым осуществляется их профессиональная подготовка и социализация.
  9. Обеспечить участие предприятий инвалидов в государственных закупках на льготной основе.
  10. Определить потребности предприятий в видах сырья и обеспечить доступ этих предприятий к закупке сырья на льготной основе.
  11. Государственные субсидии выделять адресно, т.е. конкретному предприятию для производства конкретных видов изделий (выделение субсидий в распоряжение ННО может привести к их нецелевому использованию).
  12. Организовать работу производств на основе государственно-частного партнёрства, что даст возможность производить конкретные изделия с меньшими затратами и проводить расширение производства.
  13. Для организации производства передать на баланс общества инвалидов здания из государственного баланса по нулевой стоимости с условием создания определенного количества рабочих мест.
  14. Оказывать содействие предприятиям при обществах инвалидов для участия в конкурсах на получение государственных грантов.

Задача государства заключается в том, чтобы предоставить этим людям возможность принимать активное участие во всех сферах жизни. Работа по поддержке лиц с инвалидностью должна стать не столько целью, сколько средством социального и духовного развития общества.

 

Елена Бабенко,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,

член фракции Народно-демократической партии Узбекистана

Депутат Олий Мажлис