ИДЕТ АКТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ОБНОВЛЕННЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПАРТИИ

В Народно-демократической партии Узбекистана продолжается активная работа по подготовке обновленных программных документов партии. Начало этой работе было положено в 2017 – 2018 гг. На этом этапе был подготовлен и утвержден на пленуме Центрального Совета программный документ «Основные приоритеты политической идеологии и программные цели Народно-демократической партии Узбекистана». В 2018 – 2019 гг. основные положения данного документа широко обсуждались во всех звеньях партии.

Участниками обсуждения было высказано большое количество предложений, с учетом которых экспертными группами к настоящему времени подготовлены рабочие проекты новой редакции Программы Народно-демократической партии Узбекистана и Предвыборной программы партии на предстоящих в 2019 году очередных выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов.

В настоящее время в партийных организациях развернуто обсуждение подготовленных проектов. По итогам обсуждения программные документы будут внесены на утверждение съезда партии одновременно с решением других вопросов участия партии в предстоящих выборах.

Начало обсуждению было положено на очередном видеодиалоге, организованном Центральным Советом партии 30 июля 2019 года, в ходе которого в интерактивном режиме, с участием актива региональных организаций партии, были рассмотрены ключевые положения подготовленных проектов и определены задачи по их уточнению и конкретизации в ходе подготовки к рассмотрению обновленных программных документов центральными органами партии.

Участники обсуждения подчеркивали важность синхронной подготовки двух программных документов. При этом было обращено внимание на то, что Программа партии – это, прежде всего идеологический документ. Он определяет политическую идеологию партии, ее долгосрочные программные цели и приоритеты, а также основные пути достижения этих целей.

В отличие от преимущественно идеологического характера Программы Предвыборная программа определяет среднесрочные цели партии на период очередного срока полномочий Олий Мажлиса и Кенгашей народных депутатов – до 2024 года. Соответственно этим документов определяются конкретные задачи по достижению поставленных целей в указанный период.

 

Неизменность ключевых приоритетов политической идеологии партии

Участники видеодиалога отмечали важность сохранения приверженности ключевым приоритетам политической идеологии, которые определяют политическую индивидуальность партии и отличают ее от других действующих партий страны.

Исходя из главной политической цели и общественного идеала партии – формирования в стране социального демократического государства – государства всеобщего благосостояния, этими приоритетами являются:

Социальное равенство и справедливость – равенство прав и равенство возможностей их свободного использования, равная ответственность всех перед законом, независимо от их социального и имущественного положения.

Социальная солидарность – объединение усилий государства и всех прогрессивных сил общества, экономически активных и состоятельных граждан, институтов гражданского общества для эффективного осуществления важнейших социальных программ и повышения уровня социальной защищенности населения.

Социальная демократия – демократия для всех, открывающая доступ, в том числе, и представителям уязвимых слоев населения к решению приоритетных задач, затрагивающих их интересы и жизненные потребности, через своих депутатов в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгашах народных депутатов на местах и непосредственно через органы гражданского самоуправления.

 

Основа политической позиции партии – социальная эффективность осуществляемых реформ

Обращая внимание на то, что ключевым приоритетом в политике для партии является повышение социальной эффективности экономических реформ, участники обсуждения придавали большое значение выдвижению партией конкретных предложений в этом направлении.

При этом подчеркивалось, что социальная эффективность реформ должна быть измеряемой и иметь конкретный целевой ориентир. Таким ориентиром, по мнению участников обсуждения, должен стать вывод Узбекистана, в 2020 – 2030 гг., в число стран с уровнем и качеством жизни населения не ниже достигнутого в среднеразвитых странах мира.

Мнение участников видеодиалога было единым: практические меры по повышению уровня и качества жизни должны, в первую очередь, охватить слои населения, нуждающиеся в адресной социальной защите и социальной поддержке со стороны государства и общества и обеспечивать полноценное удовлетворение их жизненных потребностей.

Такой подход обоснован. Использование растущего экономического потенциала страны для повышения уровня и качества жизни малообеспеченных и социально уязвимых слоев населения является одним из главных факторов дальнейшего укрепления в стране обстановки социальной стабильности и гражданского согласия. В свою очередь, это является важнейшим условием как для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, так и для повышения инвестиционной привлекательности Узбекистана.

 

Чьи интересы защищает партия

Этот вопрос также был в центре состоявшегося обсуждения. Говоря о защите интересов уязвимых слоев населения, подчеркивали многие участники, необходимо четко представлять себе, какие социальные группы объединяются этим понятием, какова их численность (в том числе, в разрезе конкретных территорий, вплоть до избирательных округов по выборам в районные и городские Кенгаши) в чем конкретно заключаются их базовые интересы и жизненные потребности. Без этого невозможно определить и предложить конкретные пути решения соответствующих экономических и социальных задач.

В этой связи в ходе обсуждения были выделены две основные категории социально уязвимого населения.

Первая из них, уязвимые группы нетрудоспособного населения, это – пенсионеры, инвалиды, женщины в многодетных семьях, дети, оставшиеся без попечения родителей, одинокие старики и другие уязвимые слои населения, у которых уровень выплачиваемых им пенсий и социальных пособий, недостаточен для полноценного удовлетворения их жизненных потребностей.

Вторая большая категория объединяет уязвимые группы трудоспособного населения, а именно: незанятое в экономике трудоспособное население, люди, испытывающие затруднения в трудоустройстве, молодые люди, впервые выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, люди, не имеющие постоянной работы и твердого заработка, внутренние и внешние трудовые мигранты.

При этом, по данным официальной статистики две эти категории социально уязвимого населения достаточно многочисленны, составляя в сумме около 9 млн. человек.

К каждой из этих категорий, подчеркивали участники, партия должна обеспечить индивидуальный подход, предложить соответствующие особенностям этих категорий варианты осуществления их социальных интересов и удовлетворения жизненных потребностей.

 

Механизмы реализации программных целей

Большое внимание в ходе обсуждения было уделено практическим механизмам реализации тех программных целей, которые ставит перед собой партия. Эти механизмы закреплены действующим законодательством, а нормы Закона «О политических партиях» и смежных законодательных актов создают необходимые гарантии для их эффективного использования.

В частности, участниками подчеркивалось, что для успешной реализации программных целей партии необходимо, во-первых, обеспечить эффективное участие депутатских объединений партии в нормотворческой деятельности.

Речь идет как об участии фракции партии в Законодательной палате Олий Мажлиса в законодательном процессе, так и о более активном инициировании партийными группами в Кенгашах народных депутатов на местах принятия решений на сессиях и заседаниях постоянных комиссий Кенгашей народных депутатов, отвечающих интересам соответствующих социальных групп населения.

Во-вторых, важным направлением является участие партии в осуществлении контроля за исполнением законов и других актов законодательства, затрагивающих интересы базовых социальных групп населения.

Это направление деятельности, прежде всего, осуществляется посредством организации парламентского и депутатского контроля, по линии, соответственно, фракции партии в Законодательной палате и партийных групп в Кенгашах народных депутатов на местах.

Важной формой контрольной деятельности депутатских объединений также является инициирование партийной фракцией парламентских слушаний в Законодательной палате Олий Мажлиса и партийными группами на местах – заслушивания отчетов должностных лиц в Кенгашах народных депутатов.

Кроме того, осуществляя прием граждан, организуя встречи депутатов с избирателями депутатские объединения партий и партийные организации на местах осуществляют важную контрольную функцию социальной диагностики – выявления проблем, затрагивающих интересы уязвимых слоев населения, и содействия своевременному решению этих проблем.

В-третьих, еще одним механизмом практической реализации программных целей и приоритетов партии является практическое участие партии, в лице всех ее звеньев, в диалоге с народом.

Соответствующие вопросы решаются, прежде всего, в ходе работы избранных от партии депутатов в избирательных округах, обеспечивая систематическое информирование населения о функционировании законодательно-представительной ветви власти, а также вовлекая представителей базовых социальных групп населения в общественное обсуждение и общественную экспертизу проектов законов и других нормативно-правовых актов.

Важным элементом диалога с народом, осуществляемого при практическом участии партии, является также общественно-политическая работа партийных организаций среди населения, направленная на формирование политической, правовой культуры и развитие общественно-политической активности населения.

 

«Пирамида» программных целей

Как отмечалось в ходе видеодиалога, общеизвестным является тот факт, что избиратели, в своей основной массе, – не политики. И их в партийных программах интересуют, скорее, не идейно-теоретические и концептуальные основы политики, изложенные в Программе партии, а, в большей степени, – те практические, ощутимые результаты, которых партия намерена добиться в решении задач, затрагивающих интересы базовых социальных групп населения.

В этой связи был высказан тезис о том, что, если Программа партии это – цельный документ, обеспечивающий идейную сплоченность партии, то Предвыборная программа неизбежно является многоуровневым комплексом программных документов, что хорошо видно на следующей инфографике.

 

На диаграмме хорошо видно, как по мере перехода от вершины к основанию «пирамиды» происходит уточнение и детализация программных целей и задач применительно к соответствующему уровню избирательных территорий. В основании «пирамиды» находятся программные задачи, которые каждый из избранных от партии депутатов районных и городских Кенгашей будет решать в своем избирательном округе.

В этой связи участниками видеодиалога был сделан важный вывод о необходимости практически «построить» подобную «пирамиду» программных целей, что позволит на уровне избирательных округов по выборам в районные и городские Кенгаши максимально приблизить программные цели и приоритеты к социальным интересам и жизненным потребностям населения конкретной территории. Причем, сделать это на понятном и доступном для большинства избирателей языке.

Участники видеодиалога пришли к единому мнению, что от того, насколько четко будет решена эта задача, в значительной степени будет зависеть успех предстоящей предвыборной борьбы в каждом избирательном округе.