Народно-демократическая партия Узбекистана
A- A A+

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ АКТИВНОГО УЧАСТИЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ УЗБЕКИСТАНА В ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

21.10.2016

Доклад председателя Центрального Совета Народно-демократической партии Узбекистана, руководителя фракции партии в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан Хотамжона КЕТМОНОВА на Х Курултае НДП Узбекистана Здравствуйте, уважаемые участники Курултая!

Всем нам известно, что за прошедшие 25 лет независимости в нашей стране достигнуты невиданные успехи. В частности, создание современного правового демократического государства, формирование новой экономики, основанной на рыночных отношениях, исходя из лозунга «реформы не ради реформ, а для человека», укрепление в нашей стране гражданского и межнационального согласия, обеспечение безопасности нашего народа, неприкосновенности наших границ, мудрая внешняя политика — все это способствовало тому, что наша страна достигла значительных результатов в занятии достойного места на международной арене.

Данные изменения и обновления, которые являются основой для вхождения нашим родным Узбекистаном в число развитых демократических государств мира, в свою очередь оказывают заметное положительное влияние на углубление демократических процессов в нашей стране, развитие институтов гражданского общества, в том числе политических партий.

Конституция и созданные на ее основе, тщательно разработанные законы, а также Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования граждан­ского общества в стране обеспечили эффективную деятельность институтов власти, защиту прав и свобод граждан и их активное участие в управлении государством. Следует особо отметить, что в результате внесенных за годы независимости изменений и дополнений в законы еще более укрепилась роль политических партий в формировании государственной власти, что дало возможность заметно повысить силу их влияния на жизнь общества.

В соответствии с этим укрепляется точка зрения, позиция политических партий по вопросам решения стратегических задач в деле реформирования и модернизации страны, а также социально-экономического развития, в их программах отражаются важные вопросы жизни общества. Политические партии путем завоевания большего количества мест в представительных органах стремятся активно участвовать в реализации своих целей, решении стратегических задач социально-экономического развития.

Необходимо отметить, что все это служит прочной основой для последовательного осуществления политическими партиями своих программных целей и задач, эффективного отстаивания интересов электората.

Наша партия также, используя данные условия и возможности, уделяет внимание прежде всего вопросам адресной социальной защиты слоев населения, нуждающихся в поддержке государства и общества.

Так, за короткий период времени, после IX Курултая нашей партии, осущест­влен ряд мер, касающихся интересов электората.

В частности, по итогам выборов, состоявшихся в декабре 2014 года, в Законодательной палате Олий Мажлиса была создана фракция НДП Узбекистана в составе 27 депутатов. Также в соответствии с законодательством в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентском город­ском Кенгашах народных депутатов были образованы партийные группы из 214, в районных и городских Кенгашах — из 1649 депутатов, всего в 178 местных Кенгашах народных депутатов.

Одним из самых важных наших дел, осуществленных за прошедший период, стало принятие ЦС НДП Узбекистана и последовательная реализация Программы действий на 2015-2019 годы.

 В ней, исходя из приоритетных задач Предвыборной программы нашей партии, определен ряд мер по внесению законодательных инициатив, направленных на защиту интересов электората, решению волнующих население на местах приоритетных вопросов развития территорий, координации работы партийных групп в местных Кенгашах по ведению депутатского и парламентского контроля за исполнением принятых целевых программ.

Исходя из этого, фракция нашей партии в Законодательной палате Олий Мажлиса активно участвует в разработке ряда законопроектов и их совершенствовании с точки зрения интересов нашего электората.

По инициативе фракции НДП Узбекис­тана в Законодательной палате были проведены парламентские слушания информации министра труда Республики Узбекистан об исполнении Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2015 год и исполнении данной Программы в первом полугодии 2016 года, что стало самым важным практическим результатом.

По итогам данных слушаний были приняты соответствующие постановления Законодательной палаты, направленные на обеспечение неукоснительного исполнения Программы в разрезе регио­нов и отраслей, повышение сотрудничества в данном направлении депутатского корпуса и органов исполнительной власти на новый уровень, создание рабочих мест за счет стимулирования развития малого бизнеса, семейного предпринимательства и надомного труда, дальнейшее совершенствование механизмов разработки программ, рассчитанных на последующие годы.

Кроме того, в рамках Программы действий в течение 2015 года и девяти месяцев 2016 года группами НДП Узбекис­тана в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, местных Кенгашах народных депутатов на сессиях обсуждено 138 вопросов, на заседаниях постоянных комиссий — 200 вопросов, в партийных группах — 321 вопрос, по которым приняты соответствующие решения.

Также на местах в рамках ряда социальных проектов в идеологической сфере, в направлениях деятельности жен­ского «Фаол аёллар» и молодежного «Истикбол» крыльев партии последовательно осуществляются целевые мероприятия и другие партийные инициативы социальной значимости.

Уважаемые участники Курултая!

Как известно, выборы являются высшим проявлением волеизъявления народа, важным общественно-политическим событием, считающимся основой демократической организации органов государственной власти.

За годы независимости в Узбекистане сформирована избирательная система для свободного выражения гражданами своего волеизъявления в соответствие с общепринятыми международными нормами.

Самое важное, закреплены принципиальные нормы о проведении выборов в представительные органы государственной власти на многопартийной основе. Кандидаты в Президенты страны, кандидаты в депутаты Законодательной палаты выдвигаются политическими партиями, кандидаты в депутаты местных Кенгашей — соответствующими органами политических партий на местах.

Таким образом, в соответствии со статьей 24 Закона «О выборах Президента Республики Узбекистан» кандидаты в Президенты Республики Узбекистан выдвигаются только политическими партиями.

Здесь уместно отметить, что эти ключевые особенности избирательной системы, в том числе по выборам Президента, полностью оправдали себя в ходе состоявшихся в марте 2015 года выборов Президента Республики Узбекистан. Мы все хорошо помним, что это также признали прибывшие из различных стран мира зарубежные наблюдатели, представители средств массовой информации.

Самое важное, в ходе выборов наш народ продемонстрировал приверженность Узбекистана выбранному им пути в деле построения демократического правового государства и сильного гражданского общества, дальнейшего углубления реформ во всех сферах общественно-политической жизни.

Дорогие соотечественники!

Всем нам известно, что 9 сентября 2016 года Центральная избирательная комиссия объявила о начале избирательной кампании по выборам Президента Республики Узбекистан. День выборов Президента Республики Узбекистан наз­начен на 4 декабря 2016 года.

В эти дни идет серьезная подготовка к выборам Президента Республики Узбекистан, что считается важным событием в политической жизни нашей страны.

Исходя из этого, на сегодняшнем нашем Курултае мы должны, посоветовавшись с вами, определить актуальные задачи по обеспечению достойного участия нашей партии в этом политическом процессе, по вопросу выдвижения кандидата от партии.

Прежде всего необходимо отметить, что выборы Президента Республики Узбекистан проходят в весьма ответственный период, когда еще более углубляются демократические реформы в нашей стране, а развитие гражданского общества поднимается на новый уровень.

Наша партия, всесторонне поддерживая выбранный Узбекистаном путь, нацеливаясь на реализацию своих стратегических целей, считает важной задачей активное участие в процессе выборов.

Поэтому все формирования нашей партии должны действовать, чувствуя высокую ответственность в данном избирательном процессе, стремиться к достижению роста демократического мышления избирателей, усилению у граждан чувства сопричастности к осуществляемым в нашей стране реформам, изменениям и обновлениям.

Из нашего опыта, накопленного в ходе предыдущих выборов, известно, что на всех этапах избирательной кампании важной задачей является обеспечение активного участия партийных организаций и координация их деятельности.

С этой целью 14 сентября Исполнительный комитет ЦС НДП Узбекистана принял постановление об организации избирательных штабов НДП Узбекистана. В соответствии с ним в составе штаба созданы рабочие группы по организационному, информационно-аналитическому, агитационно-пропагандистскому, материально-техническому обеспечению участия партии в процессе выборов, освещению через средства массовой информации и налаживанию связей НДП Узбекистана с широкой общественностью. Намечено подчинение им соответствующих подразделений Центрального Совета и при необходимости пополнение дополнительными работниками. Такие штабы созданы также в советах НДП Узбекистана в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте.

Данные штабы должны оказывать практическую помощь партийным организациям, доверенным лицам, наблюдателям и другим нашим активистам, а также помогать в проведении мероприятий с информационно-аналитической, материально-технической стороны.

Наряду с этим, исходя из «Календарного плана основных мероприятий по участию НДП Узбекистана в выборах Президента Республики Узбекистан, которые состоятся 4 декабря 2016 года», на них возложены обязанности по координации работы партийных организаций на всех этапах избирательной кампании, обеспечению законности и эффективности нашей деятельности, контролю за своевременным и полным выполнением каждой определенной задачи и оперативному решению возникающих тех или иных вопросов.

В соответствии с законодательством предусмотрено участие по одному наблюдателю от политических партий, выдвинувших кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, во всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, также на каждом избирательном участке присутствие в помещениях для голосования и при подсчете голосов. В соответствие с законом наблюдателям даны большие права по осуществлению общественного контроля за работой участковой избирательной комиссии, за соблюдением законодательства о выборах на избирательных участках. В то же время конкретно определены и границы этих прав.

Если учесть задачи, возлагаемые на наблюдателей, то необходимо их готовить прежде всего с правовой точки зрения, всесторонне повышать их знания и навыки.

Как известно, в соответствии со статьей 28 Закона «О выборах Президента Республики Узбекистан» кандидат в Президенты Республики Узбекистан может иметь до 15 доверенных лиц. Доверенные лица помогают кандидату в проведении избирательной кампании, ведут агитационно-пропагандистскую работу. Они защищают интересы кандидата в отношениях с государственными и избирательными комиссиями, общественными организациями. В связи с этим мы должны избирать в качестве доверенных лиц самых авторитетных и активных членов нашей партии и создавать все необходимые условия для того, чтобы они полностью осуществляли свои полномочия.

Также, как определено в нашем законодательстве, предвыборная агитация начинается со дня регистрации Центральной избирательной комиссией кандидатов в Президенты Республики Узбекистан.

Известно, что при этом кандидатам в Президенты Республики Узбекистан, политическим партиям предоставляются равные права в пользовании средствами массовой информации в порядке, определяемом Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан. Также обеспечивается равенство в деле проведения собраний и встреч с избирателями в других, удобных для них формах.

Требуется, чтобы организации партии всех уровней эффективно использовали в этом процессе средства агитации, служащие повышению содержательности и привлекательности встреч с избирателями. Необходимо особое внимание обратить на уровень и качество предвыборных призывов и лозунгов, рекламы и роликов кандидата, других раздаточных материалов.

Необходимо, чтобы газеты «Узбекистон овози» и «Голос Узбекистана», а также газеты «Каракалпакстан хауази» Каракалпакского республиканского совета, «Халк йули» Сурхандарьинского областного совета публиковали материалы, освещающие основные направления Предвыборной программы кандидата. На веб-сайте партии и других сайтах нужно размещать материалы, отражающие основные направления Предвыборной программы кандидата. Целесообразно наладить эффективное сотрудничество с другими СМИ республики.

В ходе предвыборной агитации, осуществляемой центральными органами нашей партии и нашими местными организациями, в первую очередь необходимо обратить внимание на еще более последовательную и глубокую пропаганду программных целей НДП Узбекистана среди электората. Идеи партии должны отражаться в соответствующих пропагандистских материалах ярко и действенно.

Также при организации встреч избирателей с кандидатом в Президенты Республики Узбекистан, при получении необходимых сведений и информационных материалов очень важным является практическое сотрудничество с государственными органами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, органами самоуправления граждан.

 Уважаемые однопартийцы!

Перед нами стоят очень серьезные задачи, связанные с избирательной кампанией. Конечно, в этой работе организации партии всех уровней, наша фракция в Законодательной палате Олий Мажлиса, партийные группы в местных Кенгашах должны эффективно использовать все свои возможности.

В частности, члены нашей фракции в Законодательной палате Олий Мажлиса должны обратить внимание на разъяснение среди широких слоев населения работы, осуществленной за годы независимости по обеспечению свободы избирательного права в Узбекистане, развитию избирательного законодательства, в том числе избирательной системы по выборам Президента Республики Узбекистан, особенно работы по усилению места и роли политических партий.

Перед региональными советами нашей партии стоят важные задачи по эффективной организации избирательных штабов НДП Узбекистана, а перед доверенными лицами кандидата в Президенты Республики Узбекистан, наблюдателями — задачи, связанные с предвыборной агитацией.

При работе, с населением проводимой районными и городскими советами партии в период избирательной кампании, они должны обратить основное внимание на укрепление активной гражданской позиции у представителей нашего электората, чтобы люди знали свои избирательные права, чтобы у них усилилось стремление распоряжаться ими свободно и ответственно.

В работе по данному направлению требуется, чтобы районные и городские советы усилили совместную работу с нашими депутатами в местных Кенгашах. Очень важно широкое вовлечение депутатов местных Кенгашей во все мероприятия в ходе выборов, особенно агитационно-пропагандистскую работу.

 Наша работа, а также работа Каракалпакского республиканского, областных и Ташкентского городского советов партии по усилению деятельности первичных партийных организаций, повышению их роли и значения в осуществлении программных целей партии и общественно-политической работе среди населения должна дать свои результаты.

Потому что первичные организации считаются самым близким к широким слоям населения звеном нашей партии. Поэтому перед ними ставятся конкретные задачи по выявлению среди социальных групп населения потенциальных сторонников партии, повышению их политической грамотности и правовой культуры, развитию у них социальных, политических и гражданских инициатив.

В ходе этого процесса необходимо обратить особое внимание на молодежь, которая впервые принимает участие в выборах Президента Республики Узбекистан. Также важное значение приобретает повышение электоральной активности женщин, особенно тех, которые заняты дома воспитанием детей. Эти вопросы должны находиться в центре внимания лидеров и активистов молодежного «Истикбол» и женского «Фаол аёллар» крыльев НДП Узбекистана.

Требуется, чтобы деятельность всех организаций НДП Узбекистана соответствовала законодательству на каждом этапе проведения избирательной кампании и была направлена на обеспечение активного участия нашего электората в выборах.

 Уважаемые участники Курултая!

Как всем нам известно, в соответствии с Законом «О выборах Президента Республики Узбекистан» кандидату в Президенты Республики Узбекистан предоставляется право выступить с программой будущей своей деятельности.

Исходя из этого, мы должны отметить, что Программа кандидата от нашей партии, выдвигаемого на пост Президента Республики Узбекистан, основывается на программных целях НДП Узбекистана. Обозначенные в ней приоритетные задачи направлены на обеспечение гармоничного развития и надежных социальных гарантий для всех членов общества.

Для нас основным приоритетным направлением является прежде всего проведение сильной социальной политики, обеспечивающей защиту интересов слоев населения, нуждающихся в поддержке государства и общества. Она охватывает такие вопросы, как обеспечение трудоспособных граждан рабочими местами с достойной оплатой труда, стимулирование их личной инициативы и предприимчивости, создание для вступающих в жизнь молодых людей независимо от их социального происхождения справедливых, равных и социально доступных условий выбора профессии, получения образования и надежных гарантий получения первого рабочего места после окончания учебных заведений, формирование гибкой системы пенсионного обеспечения и социальных пособий, гарантирующей полноценное удовлетворение жизненных потребностей пенсионеров, инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, и других социальных групп нетрудоспособного населения.

Для эффективного осуществления этих целей, поставленных перед нами, мы считаем приоритетными следующие направления.

Во-первых, необходимо постоянно совершенствовать систему обеспечения занятости населения. В част­ности, необходимо полностью учитывать спрос и предложение на рынке труда, конкретизировать текущие и перспективные планы развития при составлении программ социально-экономического развития территорий, учитывать потребность предприятий и организаций, субъектов предпринимательства в кадрах при определении направлений подготовки специалистов в профессиональных колледжах.

Кроме того, в ходе осуществления социально-экономических программ необходимо добиваться, чтобы одним из важных критериев реализации данных программ были показатели стабильности создаваемых рабочих мест.

С этой целью прежде всего необходимо активизировать усилия по обеспечению занятости трудоспособного населения на предприятиях, предоставляющих стабильные рабочие места с достойным уровнем оплаты труда. К ним в первую очередь относятся предприятия высокотехнологичных отраслей производственной сферы, предприятия и организации, функционирующие в сфере услуг и сервиса.

Еще один важный вопрос в этом направлении. Необходимо способствовать организации законной деятельности лиц, занятых разовой временной работой.

 Также важно создавать приемлемые условия для обеспечения самостоятельной занятости и стимулирования индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности выпускников профессиональных колледжей. При разработке инвестиционных программ, направленных на развитие перспективных производств, обеспечивать их связь с программами подготовки востребованных в соответствующих отраслях специалистов со средним профессиональным и высшим образованием и территориальными программами занятости. Также принять меры по оптимизации системы налогообложения, способствующие повышению заинтересованности субъектов предпринимательства в создании дополнительных стабильных рабочих мест с достойными условиями и оплатой труда. При этом необходимо обратить внимание на обеспечение занятости женщин путем дальнейшего развития малого бизнеса, надомного труда и семейного предпринимательства.

Наряду с этим важным требованием времени считается дальнейшее развитие практики опережающего строительства и создания учреждений дошкольного, среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования с учетом демографических изменений регионов, обеспечивающего свободный и равный доступ к образованию всех слоев общества.

Во-вторых, нашим ключевым приоритетом в экономической политике является повышение финансово-экономической мощи нашего государства в сочетании с сильной социальной политикой, направленной на обеспечение социальной эффективности экономических реформ, дальнейшее улучшение жизненного уровня населения, в особенности нуждающихся его слоев.

Для этого следует обратить внимание на вопросы повышения качества товаров и услуг, производимых хозяйствующими субъектами на основе использования современной техники и технологий, снижения их себестоимости, формирования конкурентной среды, служащей расширению экспортного потенциала производимой продукции и повышения покупательной способности населения.

Необходимо особо отметить, что на сегодняшний день не уделяется должного внимания модернизации строительной сферы, которая является важным фактором обеспечения ускоренного развития экономики, создания новых рабочих мест. В частности, не отвечает требованиям времени развитие деятельности строительных организаций, наблюдается недостаточное обеспечение этой сферы необходимыми специалистами, техническими средствами.

В результате несовершенства законодательной базы, норм и стандартов в области строительной отрасли на сегодняшний день строительные технологии, применяемые у нас, отстают от уровня мировых стандартов.

В то время как строительные организации зарубежных стран усиленно занимаются экспортом подрядных услуг, за счет чего увеличивают поступление валютных средств в свои государства, национальные строительные организации не имеют таких возможностей и не отвечают этим требованиям.

Поэтому мы в своей Предвыборной программе особо остановились на данных вопросах и в связи с этим выдвигаем ряд предложений. В частности, считаем, что для улучшения материально-технического обеспечения строительных организаций, внедрения новых технологий, создания условий для найма высококвалифицированных специалистов необходимо уменьшить налоговый пресс; перейти к системе еврокодов, используемых во всем мире, отказаться от устаревших строительных стандартов, норм и правил, которые действуют со времен бывшего строя.

В соответствие с перспективами развития строительной сферы необходимо уделить внимание подготовке квалифицированных специалистов в необходимой степени, направлять их в зарубежные страны для повышения квалификации. Это должно стать одной из первоочередных задач в данной отрасли. Подобные реформы наряду с применением инновационных технологий и материалов, обеспечением конкурентоспособности специалистов нашей страны на мировом рынке строительных услуг создадут условия для выхода узбекских компаний на зарубежные строительные площадки.

Кроме того, считаем, что необходимо проводить налоговую политику, поощряющую укрупнение малых предприя­тий, при характеристике предприятий ввести в употребление понятие «среднее предприятие». Потому что анализ определенной в нашем законодательстве системы взимания налогов с малых и крупных предприятий показывает, что их доля резко отличается при формировании валового внутреннего продукта и Государственного бюджета. Так, например, крупные предприятия производят 
44 процента валового внутреннего продукта. Они отчисляют 89,8 процента налогов и платежей. Доля малого бизнеса в производстве валового внутреннего продукта составляет 56,1 процента, а налоги и платежи, взимаемые с этих предприятий, составляют 10,2 процента. Вместе с тем заработная плата, выплачиваемая малыми предприятиями своим работникам, в два раза ниже, чем на крупных предприятиях. Система налогов и льгот, существующая сегодня, мешает укрупнению малых предприятий.

Для упорядочения этих вопросов прежде всего необходимо совершенствовать законодательную базу, касающуюся данной сферы. В частности, для предупреждения возложения большого налогового пресса в ходе укрупнения малых предприятий следует ввести понятие «среднее предприятие», то есть необходимо определить критерии для развития деятельности крупных, средних и малых предприятий. Следует разработать систему налогов и льгот, служащих укрупнению малых предприятий и их дальнейшему развитию.

Предлагается, где это необходимо, узаконить неофициальные трудовые отношения между работодателем и работником через предоставление различных льгот, повысить ответственность предпринимателей за нарушение правил охраны труда. В то же время не должен остаться в стороне вопрос об установлении твердого контроля со стороны государства в данном направлении.

Считаем, что эти предложения, несомненно, приведут к укрупнению малых предприятий, созданию новых рабочих мест, росту ВВП в нашей стране.

 Также необходимо обратить внимание на вопросы усиления инвестиционной активности коммерческих банков путем дальнейшего расширения их участия в финансировании инвестиционных проектов, упрощения системы кредитования хозяйствующих субъектов, обозначения процентных ставок на минимальном уровне исходя из макроэкономической ситуации, недопущения образования проблемных долгов и улучшения качества банковских услуг. Все это будет служить повышению эффективности экономических реформ.

Важно добиваться того, чтобы вовлечение свободных трудовых ресурсов в развитие экономически перспективных предприятий и производственных комплексов становилось дополнительным фактором обеспечения стабильно высоких темпов экономического роста. Для этого предлагается повысить эффективность экономического и финансового стимулирования и льготного кредитования развития предприятий по переработке мест­ного сырья и материалов в целях производства ими конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынке потребительских товаров с высокой добавленной стоимостью. Усилить стимулирование развития в сельской местности семейного предпринимательства и надомного труда по переработке производимой в стране сельскохозяйственной продукции.

Обеспечение социальной направленности экономики, укрепление регулирующей роли государства в осуществлении сильной социальной политики в интересах большинства населения, ограничение коммерциализации ведущих социальных сфер, повышение ответственности бизнеса в вопросах обеспечения надежных социальных гарантий для всех членов общества — требования сегодняшнего дня.

В-третьих, необходимо последовательно продолжать политику адресной социальной защиты малообеспеченных семей. Для этого предлагается направить систему социальной поддерж­ки на устранение иждивенческого настроения среди населения, стимулирование их инициативности, поощрение трудовой и предпринимательской деятельности, а также обеспечить распределение пособий и материальной помощи в основном для малообеспеченных семей, престарелых граждан и детей.

Еще один важный вопрос. Необходимо создавать все условия для граждан с ограниченными физическими возможностями, ставших инвалидами по различным причинам и составляющих основной слой электората нашей партии, для их беспрепятственного вхождения в общественную жизнь.

Сегодня требуется обустроить все объекты социальной инфраструктуры специальными пандусами для инвалидов. Норма о том, что в процессе проектирования новых объектов и при вводе в эксплуатацию построенных сооружений требуется участие Обществ инвалидов, в действительности не работает на практике. В большинстве своем в зданиях пандусов для инвалидов нет, а там, где они имеются, нет возможности ими пользоваться. Тротуары также не приспособлены для лиц с ограниченными физическими возможностями.

С целью решения этих вопросов считаем, что необходимо осуществить ряд мер, в частности, провести инвентаризацию всех зданий и сооружений, особенно государственных учреждений, с точки зрения обеспечения к ним доступа инвалидов. Следует принять специальную государственную программу с учетом обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к социальной инфраструктуре и приспособления объектов к их потребностям.

Также необходимо еще более повысить роль махалли в социальной защите населения.

Мы выступаем за дальнейшее повышение эффективности государственного контроля над формированием цен на социально значимые товары и услуги первой необходимости с тем, чтобы рост цен и тарифов на них не превышал уровня инфляции. Необходимо расширять формы малозатратных коммунальных услуг, в частности, посредством развития недорогих, автономных (локальных) форм предоставления коммунальных услуг, не связанных с сетевой инженерной инфраструктурой, добиваться доступности услуг, оказываемых населению.

В-четвертых, в центре нашего внимания находятся вопросы дальнейшего расширения доступности и повышения качества первичной медико-санитарной помощи населению и обеспечения условий для здорового образа жизни.

В этой сфере мы выступаем за расширение сети сельских врачебных пунктов, обеспечивающих удобный и быстрый доступ к первичной медицинской помощи, особенно для жителей отдаленных сельских населенных пунктов; ужесточение государственного и общественного контроля за деятельностью фармацевтических предприятий и аптечных учреждений, а также ограничение рекламы лекарственных средств.

Ни для кого не секрет, что в результате увеличения в нашей стране автотранспортных средств на улицах больших городов становится все больше и больше «пробок». Мы считаем, что самый разумный путь решения этой проб­лемы — это капитальный ремонт пешеходных дорожек, строительство экологически чистых велосипедных дорожек, что станет основой здорового образа жизни и создания соответствующей инфраструктуры.

Необходимо обратить внимание на еще один важный вопрос. Это переработка бытового и промышленного мусора в крупных городах с развитой промышленностью. Так, на сегодняшний день ежегодно образуются 100 миллионов тонн промышленных отходов, 35 миллионов кубометров бытового мусора. В результате того, что в нашей стране нет предприятий по утилизации и переработке мусора, у нас скопилось 2 миллиарда тонн отходов. Места по сбору отходов и их переработке находятся в плачевном состоянии.

Сегодня особое значение приобретают задачи по изменению данной ситуации в положительную сторону, создание предприятий по утилизации и переработке отходов и предоставление им налоговых льгот.

В-пятых, ключевым приоритетом для нас является формирование демократического правового государства и открытого гражданского общества. В этих целях предлагается обеспечивать последовательное развитие практики участия институтов граждан­ского общества в гласном и конструктивном обсуждении принимаемых законов и других актов законодательства, результатов деятельности органов государственного управления, широко налаживать практику социального партнерства между государственными органами и институтами гражданского общества.

Также необходимо принять меры к расширению доступности судебных механизмов защиты прав граждан и повышению качества исполнения судебных решений за счет усиления судебного контроля в этих вопросах. Мы намерены добиваться повышения качества выполнения судебных решений, внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс судебного делопроизводства, электронной системы обращений граждан в суд и получения ими судебных документов.

В-шестых, в вопросах внешней политики предлагается следующее:

Важными вопросами являются проведение Узбекистаном открытой, доброжелательной и прагматичной политики в отношении своих ближайших соседей; развитие заинтересованного и взаимовыгодного сотрудничества с ними в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах; обеспечение активного продвижения международных инициатив страны по вопросам улучшения экологической обстановки в регионе, рационального и разумного использования водных ресурсов трансграничных рек Центральной Азии.

Важнейшей задачей внешнеполитической деятельности является активное и инициативное участие Узбекистана в решении задач укрепления региональной безопасности и стабильности. В этих целях необходимо развивать и углублять партнерские отношения со странами Центральной Азии, другими государствами мира, авторитетными международными организациями по вопросам борьбы с терроризмом, экстремизмом, наркотрафиком, торговлей людьми и другими вызовами и угрозами.

 Уважаемые делегаты и участники Курултая!

Очевидно, что в Предвыборной программе кандидата в Президенты Республики Узбекистан, выдвигаемого от НДП Узбекистана, охвачены такие вопросы, как всестороннее развитие страны, обеспечение социальной эффективности реформ, повышение уровня жизни населения, углубление демократических преобразований и дальнейшее развитие гражданского общества.

Их реализация, безусловно, будет способствовать благоустройству и процветанию нашей страны, росту благосос­тояния нашего народа.

В заключение своего выступления желаю всем вам крепкого здоровья, сил и энергии в осуществлении ответственных задач, которые стоят перед нами.