Не секрет, что в нашей страны с каждым годом увеличивается количество населения. В результате возрастает потребность в жилье. Поэтому в целях обеспечения населения жильем, особенно тех, кто нуждается в жилье или в расширении жилья, малообеспеченных людей, не имеющих достаточных доходов, усовершенствовано законодательство на рынке ипотечного кредитования и введен ряд льгот и созданы удобства. В результате вопрос покупки дома, о котором несколько лет назад некоторые люди только мечтали, сегодня имеет законное решение.
Можно сказать, что рассматриваемый в Законодательной палате Олий Мажлиса проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативно-правовые акты Республики Узбекистан в связи с развитием и расширением рынка ипотечного кредитования» является также является подтверждением такого рода добрых дел.
На заседании фракции Народно-демократической партии Узбекистана в нижней палате парламента состоялось обсуждение этого законопроекта в первом чтении. Отмечалось, что при обеспечении ипотечного рынка долгосрочными ресурсами целесообразно привлечение не только средств государственного бюджета или внешнего долга, а широкое использование инструментов ипотечного рынка.
Обычно после выдачи ипотечного кредита банку приходится ждать возврата этих средств в течение 20 лет. Банки для ускорения оборота выделенных средств сами используют эти кредиты в качестве активов (то есть продают или закладывают их другому лицу).
Преимущество ипотечного гарантийного письма заключается в том, что при его передаче другому лицу все права на ипотечный кредит автоматически переходят к этому лицу. В этом случае не требуется вносить изменения в кредитный и ипотечный договоры в нотариальном порядке и передавать их на государственную регистрацию.
Депутаты утвердили предлагаемую в проекте норму по привлечению долгосрочных ресурсов на ипотечный рынок и введению ипотечного кредита как актива в обращение путем совершенствования механизма гарантийных писем, предусмотренного действующим законодательством.
При этом отмечалось, что необходимо упростить процедуру оформления, регистрации и обращения гарантийного письма. Исходя из этого, в целях упрощения процесса выдачи, регистрации и обращения гарантийного письма и, соответственно, процесса рефинансирования ипотеки, предусмотрена возможность оформления ипотечного письма онлайн режиме или путем посещения центров государственных услуг, а также обсуждались мнения о внедрении концепции электронного гарантийного письма.
В настоящее время регистрирующий орган требует участия сторон при выдаче гарантийного письма, а также непосредственного обращения заявителей в кадастровые органы, что вызывает серьезные трудности. В рамках проекта было положительно воспринято, что оформление гарантийного письма в онлайн режиме или путем посещения центров обслуживания населения снижает административные расходы и экономит время. Вместе с тем, это увеличит возможность использования гарантийного письма.
После вопросов и ответов, обсуждений проект закона был принят в первом чтении.
На заседании фракции также был рассмотрен проект закона «О внесении в некоторые нормативно-правовые акты Республики Узбекистан дополнений и изменений, предусматривающих предупреждение нарушений со стороны подконтрольных лиц и расширение полномочий органов внутренних дел в этом направлении».
Согласно этому документу, в целях обеспечения среди особой категории лиц, находящихся под контролем органов внутренних дел, приоритета закона, формирования в их сознании законопослушное поведение, уважение к людям, труду, правилам и традициям общественной жизни, предлагается внесение в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан ряд дополнений и изменений.
Депутаты активно обсудили статьи и нормы законопроекта и высказали свои мнения.
В частности, Улугбек Вафоев выразил возражение против данных, изложенных в пояснительном письме. Дело в том, что для обоснования предлагаемых норм изучен международный опыт. Но инициаторы закона не включили информацию о том, в каких странах предложены эти изменения и насколько хорошо они там себя оправдали, а наоборот, о том, в каких странах подобная практика не применяется. Это порождает недоразумения и колебания в изучении, выражении мнений и принятии решений по проекту депутатами.
Вместе с тем, было подчеркнуто, что любые инновации и изменения должны не только касаться последствий преступности, но и служить ее профилактике. Для этого были высказаны мнения по таким вопросам, как усиление мер за безответственность инспектора по профилактике в районе совершения преступления, пересмотр условий взятия на пробацию лиц, совершивших тяжкое преступление.
После ряда отзывов, предложений, которые следует рассмотреть и учесть до следующего чтения, депутаты концептуально поддержали проект.