ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА
Народно-демократической партии Узбекистана на выборах 2024 года в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов
Народно-демократическая партия Узбекистана определяет свои программные цели, прежде всего, на основе приоритета общенациональных интересов, таких как эффективная реализация принципа «Узбекистан – социальное государство» и соответствующих социальных обязательств государства на основе принципов социальной защиты, социального равенства и социальной справедливости.
После выборов наши депутаты в Законодательной палате и Кенгашах народных депутатов в ближайшие 5 лет на пути к достижению этой цели реализуют следующие приоритетные задачи, а также соответствующие конкретные шаги.
I. Мы стремимся проводить сильную социальную политику! Это основа социальной стабильности!
Наша цель – реализация эффективной политики по созданию достойных условий жизни для каждого человека на принципах социального равенства и справедливости, сокращению социальных различий, оказанию помощи нуждающимся, сокращению бедности, обеспечению населения новыми рабочими местами и гарантированным источником дохода. Поэтому мы считаем, что государство должно проводить сильную социальную политику с целью полноценного обеспечения интересов населения.
Для достижения этих целей партия определила свои приоритеты на ближайшие пять лет, состоящие из следующих 15 стратегических шагов:
Шаг 1. Обеспечение справедливой и эффективной реализации гарантированных Конституцией социальных прав каждого человека
Наша парламентская фракция добьется разработки и принятия Социального кодекса, дополнив законодательство в сфере социального обеспечения и социальной защиты населения новыми нормами. С этой целью, необходимо:
- законодательно конкретизировать категории граждан, оказавшихся в ином тяжелом социальном положении, кроме граждан, пользующихся льготами, и виды оказываемой им помощи;
- разработать процессуальные механизмы реализации государственно-частного партнерства, социального предпринимательства и порядка заключения договора социального обслуживания при оказании социальных услуг уязвимым слоям населения;
- разработать порядок проведения социальной диагностики, направленной на выявление и своевременное решение проблем, которые могут привести к усилению социальной напряженности в обществе.
Мы будем добиваться принятия Закона «О порядке определения минимальных потребительских расходов», чтобы на правовом уровне определить минимальные потребительские расходы, достаточные для удовлетворения первоочередных первичных жизненных потребностей каждого человека.
Шаг 2. Обеспечение нужд и потребностей, законных прав и интересов лиц с инвалидностью
Наша парламентская фракция и наши партийные группы в местных Кенгашах будут добиваться полного соответствия национального законодательства Стандартным правилам ООН обеспечения равных возможностей для инвалидов. В том числе, мы стремимся:
- разработать национальные стандарты доступности объектов и услуг для инвалидов и закрепить их на законодательном уровне как отдельную часть Закона «О правах лиц с инвалидностью»;
‑ обеспечить дальнейшее совершенствование системы государственной социальной поддержки семей с детьми, нуждающимися в постоянном уходе, путем расширения перечня заболеваний детей до 18 лет, требующих постороннего ухода (включая такие заболевания, как мышечная дистрофия (миодистрофия), ранняя мозжечковая атаксия, прогрессирующая наследственная атаксия);
- создать дополнительные возможности для передвижения лиц с инвалидностью, в том числе установить электронно-информационные слуховые устройства для слепых на железнодорожных станциях, в аэропортах и на остановках, а также, для оповещения лиц с инвалидностью на светофорах и специальных тротуарах установить звуковые электронные устройства.
Шаг 3. Совершенствование системы государственного пенсионного обеспечения
Мы добьемся того, чтобы пенсии и социальные пособия для всех граждан были достаточными для полноценного удовлетворения жизненных потребностей человека. С этой целью считаем необходимым на законодательном уровне урегулировать следующее:
- учитывать периоды трудовой деятельности граждан в бывших колхозах и ширкатных хозяйствах, как полные годы;
- исчислять в полном объеме время нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, в трудовом стаже, необходимом для назначения пенсии женщинам;
- отменить ограничения на получение базового размера пенсии по возрасту для граждан, ухаживающих за инвалидами с детства, а также, за нуждающимися в постороннем уходе лицами, достигшими 80-летнего возраста;
- ввести порядок, предусматривающий, в случае смерти мужа или жены, получающих пенсию большего размера, передачу этой пенсии (замены пенсии) живому супругу;
- предоставить гражданам возможность управлять средствами накопительной пенсионной системы, в том числе, постоянно отслеживать их в режиме онлайн, увеличивать их путем размещения на депозитные счета банков;
- предоставить пенсионерам, вышедшим на пенсию и проработавшим не менее пяти лет, уплачивающим подоходный налог и социальный налог, возможность перерасчета ранее назначенной пенсии и назначения ее в повышенном размере;
- продолжить политику сохранения пенсионного возраста без изменения.
II. Мы за обеспечение населения доступным жильем и качественными коммунальными услугами!
Узбекистан является самой густонаселенной страной Центральной Азии. Естественно, что стремительно растущая демография ставит перед государством вопрос об обеспечении людей жильем.
В связи с этим, в последующие годы в нашей стране были проведены масштабные реформы по обеспечению населения доступным жильем, в том числе по инициативе нашей партии.
В частности, были приняты Государственная жилищная политика и концепции, как важный признак принципа социального государства принимаются определенные меры по обеспечению жильем выпускников семейных детских домов, лиц с инвалидностью, малообеспеченных семей, женщин, нуждающихся в особой помощи, предоставлению им субсидий, льготных и долгосрочных ипотечных кредитов.
Партия считает осуществляемые работы в данной области недостаточными, и подчеркивает необходимость их значительного расширения.
В связи с этим партия будет прилагать решительные усилия для обеспечения гарантированного Конституцией права граждан на жилище и расширения в этих целях строительства доступного жилья.
Шаг 4. Обеспечение населения доступным жильем и эффективного контроля в сфере строительства
Мы выступаем за дальнейшее увеличение строительства доступного жилья для бедных, в том числе лиц с инвалидностью, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, женщин, находящихся в тяжелом социальном положении.
При решении данного вопроса необходимо осуществить следующее:
- принять Закон «О социальном жилье», предусмотрев в нем создание, взамен обязательных отчислений из доходов строительных компаний и коммерческих банков, строящих элитное жилье, специальных фондов с целью строительства социального жилья для социально нуждающихся слоев населения, в том числе для женщин, не имеющих жилья, находящихся в тяжелых жизненных условиях, имеющих инвалидность или имеющих инвалидов среди членов семьи, выпускников семейных детских домов;
- принять Закон «Об участии в жилищном строительстве на основе долевого участия», предусматривающий введение системы эскроу, с целью создания гарантий защиты средств населения, привлеченных для строительства жилых домов;
- в целях усиления общественного контроля в строительной сфере возложить на Инспекцию по контролю в сфере строительства обязанности по непрерывному информированию населения о разрешенных стройках;
- усилить государственный контроль за строительством, принять меры к организации строительных процессов в упорядоченном, безвредном для населения и окружающей среды порядке, введению системы измерения уровня шума и пыли в строительстве;
- ужесточить требования к строительству, в том числе строгое установление на законодательном уровне требований по учету в строительстве таких объектов, как зеленая зона, школа, детский сад, поликлиника, автостоянка;
- разработать дискуссионную онлайн-платформу с целью создания системы общественного обсуждения вопросов строительства;
- организовать процессы реконструкции (реновации) устаревших и непригодных зданий без ущерба для семьи, имущества, жизненного спокойствия граждан, обеспечение учета прав, законных интересов людей, проживающих в отремонтированных домах, особенно инвалидов, детей, предусмотрев создание специального фонда реновации чтобы покрыть расходы граждан в этом процессе;
- ввести единую онлайн-платформу, предназначенную для информирования граждан о существующих предложениях на рынке приобретения, сдачи в аренду и технического обслуживания жилья.
Шаг 5. Повышение уровня предоставления качественных коммунальных услуг населению
Также, партия считает, что состояние коммунальной сферы и энергетики имеет решающее значение для развития экономики, настроения населения, его отношения к жизни. Мы стремимся не допустить больших потерь энергетических и материальных ресурсов, прекращение монополии поставщиков коммунальных услуг.
С этой целью, наша парламентская фракция вносит следующие предложения:
- в целях регулирования цен и тарифов на коммунальные услуги и эксплуатацию жилищного фонда принять Закон «О регулировании цен и тарифов на коммунальные услуги».
Предусмотреть в Законе пересмотр способов управления и обслуживания многоквартирного жилищного фонда, организацию обслуживания многоквартирных домов в зависимости от их расположения, состояния подключения к инженерным коммуникациям, принадлежности объектов коммунальной инфраструктуры и элементов благоустройства, внедрение системы повышения квалификации работников органов управления многоквартирными домами, в первую очередь, руководящих работников;
- возложить на товарищества собственников жилья и управляющие сервисные компании ответственность за строительство, реконструкцию и содержание современных детских площадок на прилегающих к многоквартирным домам территориях;
- усилить требования к деятельности управляющих сервисных компаний, обеспечить качественное обслуживание ими населения, повышение уровня прозрачности, подотчетности в их деятельности, укрепление их потенциала по устранению недостатков в короткие сроки;
- ввести систему компенсационных выплат поставщиками гражданам в случае необоснованного отключения их от коммунальных услуг или отключения от сети по вине поставщика.
В этой связи наши партийные группы в местных Кенгашах внесут предложения по реализации на местах территориальных инвестиционных программ по обеспечению населения доступной электроэнергией, теплом и горячей водой, в том числе в порядке государственно-частного партнерства.
III. Обеспечим безопасность и экологическую устойчивость городов и населенных пунктов
Партия активизирует свои усилия по сохранению исторического облика городов и населенных пунктов, охране их природных ресурсов.
Шаг 6. Превращение страны в безопасную и экологически устойчивую территорию
С этой целью мы считаем необходимым принять следующие меры:
- для регулирования общественных отношений в сфере водопользования и охраны водных ресурсов, принять Водный кодекс, в котором, в частности, внедрить рыночные принципы использования водных ресурсов, установить механизмы регулирования и финансирования водного хозяйства;
- организовать «Сады здоровья» для активного отдыха и занятий спортом пожилых людей на территориях, прилегающих к многоэтажным домам;
- принять Закон «О сохранении внешнего вида и ландшафта кишлака» с целью ограничения негативного воздействия урбанизации и создания других промышленных центров на внешний вид, ландшафт и инфраструктуру кишлака;
- обеспечить ограничение самовольных построек на прилегающих к многоквартирным домам территориях и усиление ответственности за ограждение мест общего пользования;
- создать систему государственных пастбищных хозяйств, распространить на них земельные и налоговые льготы, применяемые к государственным лесным хозяйствам, направить средства, сэкономленные за счет этих льгот, на мероприятия по восстановлению, выходу из деградации пастбищ, расширению посевных площадей пастбищных растений;
- объявить мораторий сроком на пять лет на выдачу разрешений на охоту на диких животных, занесенных в Красную книгу;
- создать систему отлова и возвращения диких животных в природу, в том числе хищников, заходящих в населенные пункты, граничащие с дикой природой, не причиняя им вреда;
В этом направлении совместно с нашими партийными группами в местных Кенгашах мы проведем активную работу по:
- пересмотру и улучшению дренажной системы для предотвращения затоплений в городских районах;
- увеличению доли электрического общественного транспорта, организации установки бесплатных зарядных станций.
IV. Мы выступаем за создание возможностей для квалифицированного медицинского обслуживания для всех!
Партия выступает за обеспечение прозрачности в сфере путем полной цифровизации системы здравоохранения, чтобы население получало гарантированные государством медицинские услуги независимо от региона проживания.
В развитии качественной медицинской помощи, особенно сети квалифицированного медицинского обслуживания малообеспеченного населения, мы считаем приоритетными направлениями следующие:
Шаг 7. Расширение доступа к квалифицированным медицинским услугам
В этом направлении партия определяет в качестве своих приоритетных задач следующие:
- принятие Закона «О государственном медицинском страховании» в целях совершенствования нормативно-правовой базы внедрения медицинского страхования;
- принятие программы по обеспечению областных многопрофильных медицинских и медицинско-диагностических, детских многопрофильных медицинских центров и районных (городских) медицинских объединений современной медицинской техникой и технологиями, а также соответствующими специалистами;
- расширение масштабов скрининга населения с целью смягчения негативных последствий заболеваний за счет их раннего выявления.
Также, наша партия уделит первоочередное внимание совершенствованию системы качественного медицинского обслуживания пожилых людей, с этой целью предлагает осуществить:
- модернизацию и развитие системы медицинского социального обслуживания граждан пожилого возраста;
- развитие системы хосписов и разработка законопроекта «Об услугах хосписа», направленного на обеспечение высоких стандартов качественного обслуживания пожилых людей и больных онкологическими заболеваниями;
- поощрение активного участия пожилых людей во всех сферах, путем продвижения стратегии здорового старения.
Шаг 8. Усиление государственного контроля в сфере фармацевтики, регулирование цен на лекарственные средства и протезы, а также другие медико-социальные услуги
Посредством парламентского, депутатского и общественного контроля наша партия будет добиваться доступности приобретения лекарственных средств, протезов и других медико-социальных услуг для нуждающегося населения. С этой целью, наша парламентская фракция и депутатские группы в местных Кенгашах предлагают следующие меры:
- принятие Закона «О государственном регулировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» для установления ограничений по ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
- усиление государственного контроля в фармацевтической отрасли, в частности, за качеством, порядком выписки из аптек и продажей лекарственных средств;
- улучшение процедур тестирования и выдачи разрешений на новые лекарственные средства в соответствии с требованиями Всемирной организации здравоохранения;
- дальнейшее совершенствование деятельности социальных аптек и усиление государственного и общественного контроля над фармацевтической отраслью;
- увеличение налогового бремени на группы продуктов, вредных для здоровья, посредством этого повышение интенсивности поддержки сектора здравоохранения;
- ужесточение требований к производству поваренной соли в стране, в том числе введение штрафных санкций в отношении производителей нейодированной поваренной соли;
- снижение лекарственной зависимости за счет внедрения стандартов (протоколов) лечения с объединением современной медицины и народного врачевания;
- полный запрет рекламы лекарственных средств.
Шаг 9. Поддержка и популяризация спорта и культуры
Наша партия считает массовое вовлечение населения в спорт важной частью системы здравоохранения. В этом направлении мы считаем, что необходимо:
- создать условия для бесплатного занятия детей спортом посредством популяризации системы воркаута;
- поощрять создание видеоигр, пропагандирующих узбекскую культуру и историю, видеогероев с участием персонажей узбекских легенд и исторических личностей.
V. Мы за качественное образование молодежи! Это гарантия повышения интеллектуального потенциала нашей страны!
Мы стремимся сделать Узбекистан страной, где каждый ребенок, независимо от того, где и в какой семье родился, может осуществить свою мечту, а его прогресс зависит только от его знаний, талантов, трудолюбия, а не от его материального положения.
Мы видим каждого молодого человека, желающего получить образование, как человека, стремящегося улучшить свою судьбу, и как гражданина, который является гарантом будущего успеха нации.
Шаг 10. Мы хотим добиться создания равных возможностей для граждан во всех образовательных учреждениях получать качественное дошкольное, среднее, высшее образование, а также профессиональное образование, повышать свою квалификацию
Мы считаем, что для создания равных возможностей для всех слоев населения в общем и профессиональном образовании необходимо принять следующие меры:
- освобождение детей из семей, зарегистрированных в «Едином социальном реестре», от родительской платы, уплачиваемой государственным дошкольным образовательным организациям;
- организация деятельности групп продленного дня в начальных классах государственных общеобразовательных школ с предоставлением льгот детям из семей, зарегистрированных в «Едином социальном реестре»;
- развитие инициативы широкого внедрения социального проекта «Школы здоровья»;
- введение дифференцированных тарифов на пользование общественным транспортом для школьников;
- усиление общественного контроля за системой питания, предотвращение продажи вредных для здоровья продуктов, усиление ответственности за распространение некачественной продукции в школах;
- создание системы обучения не более 20 учеников в начальных классах и до 24 учеников в старших классах;
- организация подразделений по работе с инвалидами в высших учебных заведениях, создание для них всей инфраструктуры, в том числе привлечение к учебным занятиям для глухонемых студентов сурдопереводчиков с использованием искусственного интеллекта;
- строгое установление государством размера контрактной платы за получение высшего образование и введение запрета на ее пересмотр на срок не менее трех лет;
- ужесточение требований к высшим учебным заведениям по обеспечению студентов местами в общежитиях и создание общежитий на основе государственно-частного партнерства;
- создание достойных условий для женщин, работающих на предприятии, стабилизации социальной среды в семье путем налаживания деятельности семейных дошкольных образовательных организаций при крупных предприятиях, особенно при производственных организациях, специализирующихся на женском труде;
- всесторонняя поддержка инклюзивного образования, увеличение охвата детей, вовлеченных в инклюзивное образование;
- повышение конкурентоспособности выпускников школ на рынке труда за счет резкого увеличения часов обучения иностранным языкам и IT в школьных программах;
- установление системы выборочной ориентации обучения после 9 класса на высшее образование или профессию, при которой молодые люди, не заинтересованные в высшем образовании, будут углубленно обучаться конкретной профессии и иностранному языку по своему усмотрению;
- установление порядка признания результатов неофициального и неформального образования на уровне среднего специального, профессионального и бакалавриата, создание условий для лиц, не получивших формального профессионального или высшего образования, для исправления своего социального статуса путем самостоятельного получения образования и приобретения профессии;
- введение порядка перевода детей, по разным причинам опоздавших в первый класс, в старший класс, пропорциональный их возрасту, с ускоренным обучением и сдачей экзаменов на основе государственных образовательных стандартов;
- принятие программ подготовки специалистов по искусственному интеллекту и поддержка обучения в этой области;
- введение системы образовательных ваучеров в высшем образовании как средства расширения выбора получения образования, усиления конкуренции и повышения качества образования;
- принятие национальной стратегии обеспечения безопасности детей в сети Интернет, введение учебных программ по основам кибербезопасности детей, включая выявление и защиту от онлайн-мошенничества, онлайн-угроз;
- внедрение поддерживаемой государстом системы перевода на узбекский язык крупных научных результатов, опубликованных в зарубежных странах за последние пять лет, и размещения их на открытых ресурсах для педагогов и исследователей;
- устранение различных бюрократических барьеров для научных исследователей на этапе послевузовского образования, упрощение таких процессов, как цифровизация, обеспечение открытости и прозрачности отрасли, получение актов и рекомендаций, публикация и распространение автореферата.
Наша партия также продвигает инициативы по улучшению работы библиотек, музеев. В частности, мы считаем необходимым принять дополнительные меры по предоставлению библиотекарям статуса библиотекарей-педагогов на основе передового зарубежного опыта, разработке механизмов стимулирования их деятельности, внедрению искусственного интеллекта в деятельность библиотек, совершенствованию деятельности музеев.
VI. Социально ориентированная рыночная экономика – основа сильной социальной политики!
Мы выступаем за социально ориентированную рыночную экономику. Считаем необходимым обеспечить социальную эффективность экономической политики, усилить основную регулирующую роль государства в экономике.
Шаг 11. Сохранение активной роли и участия государства в экономике, сокращение бедности, совершенствование налогового законодательства и развитие банковско-кредитной сферы
Наша партия предлагает в данном направлении следующее:
- сохранение государственного контроля над стратегически важными компаниями, запрещение их приватизации на законодательном уровне;
- введение национальной модели обязательного социального страхования по безработице;
- поддержка местных инвесторов, включая предоставление им тех же льгот, что и иностранным инвесторам;
- разработка и реализация территориальных программ по производству импортозамещающих продуктов питания и других товаров повседневного спроса за счет средств местного бюджета и частных инвестиций;
- направление в государственный бюджет в полном объеме всех поступлений, полученных министерствами и ведомствами в результате оказания государственных услуг или наложения штрафов;
- введение справедливой системы налогообложения чрезмерной концентрации богатства независимо от доходов и их источников.
- введение подоходного налога на коммерческую и рекламную деятельность блогеров, вайнеров, инфлюенсеров через интернет и социальные сети;
- отмена налога на добавленную стоимость на продукты, необходимые для ухода и питания детей в возрасте до 5 лет;
- улучшение условий для самозанятых и трудовых мигрантов, в том числе расширение перечня видов деятельности, которыми можно заниматься в порядке самозанятости, акцент на осуществление организованной и упорядоченной миграции;
- повышение прозрачности государственных закупок, усиление общественного контроля в данной сфере, установление публичного объявления всех тендеров в сфере государственных закупок, усиление ответственности за нарушение требований законодательства в области государственных закупок;
- проведение структурных реформ в экономике и внедрение новых технологий, ускорение процессов сокращения бюрократических барьеров и разрешительных процедур посредством цифровизации;
- принятие программы по повышению финансовой грамотности населения.
VII. Обеспечение социальной доступности цен на товары и услуги – приоритетное направление адресной социальной политики
Необходимо установить жесткий государственный и общественный контроль за формированием цен на социально значимые товары и услуги. С этой целью необходимо принять следующие меры:
Шаг 12. Партия борется за наличие у нуждающихся слоев населения доступа к товарам и услугам повседневной необходимости
С этой целью наша партия предлагает следующее:
- развитие сети социальных магазинов по продаже товаров первой необходимости и товаров первой необходимости по доступным ценам для малообеспеченных слоев населения;
- в целях организации программ поездок получателей пенсий и пособий по стране ввести нулевую ставку налогообложения для недорогих и интересных предложений туроператоров;
- строгое регулирование проведения свадеб, похорон и других семейных мероприятий, установление социальных норм для этих мероприятий в целях сокращения случаев расточительства со стороны населения, предотвращения влезания малообеспеченных семей в долги.
В то же время наша партия вносит предложения о том, чтобы предлагаемые банками кредитные механизмы также соответствовали принципу социальной справедливости. В частности предлагается:
- установление порядка, при котором проценты по потребительскому кредиту для населения не могли устанавливаться выше, чем проценты по бизнес-кредиту, предлагаемому для предпринимателей;
- улучшение положения кредитора, находящегося в затруднительном положении, в связи с задолженностью по выплате ипотечного кредита, путем предоставления заемщику возможности, до продажи заложенного недвижимого имущества на аукционе, в трехмесячный срок продать эту недвижимость по выгодной для себя цене на основании трехстороннего договора купли-продажи;
- введение, в целях избежать ошибки потребителя и защиты его прав при покупке продукта в кредит или в рассрочку, требования раскрытия его полной стоимости как для магазинов, так и для платформ, включая указание размера доплаты за товар в договоре и на странице продаж продавца.
В целях обеспечения населения доступными и качественными продуктами питания, наша партия предлагает усилить государственное участие в этой сфере, в том числе наладить деятельность сельскохозяйственных организаций с государственным участием.
VIII. Мы выступаем за реализацию демократического управления, основанного на социальном равенстве и народовластии!
Шаг 13. Партия выступает за введение открытой, прозрачной, народной и демократической системы государственного управления
Наша парламентская фракция нацелена на создание механизма обязательного общественного обсуждения и экспертизы проектов нормативно-правовых актов, влияющих на социальное самочувствие населения.
На этой основе мы добьемся гарантии, что решения, существенно меняющие порядок и уровень адресной социальной защиты уязвимых слоев населения, не будут приниматься без соответствующего общественного согласия.
На данном направлении партия также считает важным расширение участия граждан в управлении делами общества и государства путем совершенствования платформы «Менинг фикрим».
Наряду с этим наша партия в целях обеспечения высокого профессионализма в государственном управлении будет добиваться установления требований на законодательном уровне о рекомендации на должности руководителей республиканских органов исполнительной власти только квалифицированных специалистов, имеющих стаж работы в соответствующей сфере не менее десяти лет.
Учитывая опыт демократически развитых стран, мы также будем бороться за реализацию следующих идей:
- развитие институциональных механизмов гендерного равенства, поощрение и поддержка участия женщин в выборах, деятельности политических партий, в том числе введение 50-процентных обязательных квот для женщин на руководящих должностях в государственных органах;
- введение института консультаций органов исполнительной власти с фракциями политических партий и партийными группами на местах при принятии важных социальных решений;
- постепенная передача отдельных функций государства институтам гражданского общества;
- дальнейшее расширение прав и полномочий политических партий, их депутатских объединений;
- введение «квоты для лиц с инвалидностью» на выборах в парламент и местные Кенгаши, а также на государственной гражданской службе.
Повышение привлекательности государственной службы, последовательное и неуклонное продолжение начатых реформ в сфере государственной службы, в том числе:
- в дни, когда температура воздуха поднимается выше или опускается ниже установленного уровня, предоставление сотрудникам права приходить на работу на 1 час позже и уходить с работы на 1 час раньше;
- сокращение численности должностных лиц государственных органов, ограничение роскоши в деятельности должностных лиц, в том числе снижение уровня их транспортного обеспечения, установление практики привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушение Кодекса поведения государственного служащего при случаях проявления роскоши в его деятельности;
- создание дополнительных условий для обеспечения прав беременных женщин и женщин, имеющих несовершеннолетних детей-иждивенцев, в сфере труда путем расширения возможностей их дистанционной работы.
IX. Мы выступаем за обеспечение верховенства закона, социального равенства и прав человека, укрепление гражданского единства и социальной стабильности!
Наша партия будет упорно работать над обеспечением доступности судебных механизмов защиты прав граждан на основе дальнейшего укрепления верховенства закона.
Шаг 14. Обеспечение доступности судебных механизмов, дальнейшее укрепление верховенства закона, строгое соблюдение равенства прав, обязанностей и возможностей
Мы считаем необходимым принять следующие меры в данном направлении:
- введение института присяжных вместо народных заседателей при осуществлении правосудия;
- введение практики ротации председателей областных, районных (городских) судов;
- обеспечение социальной доступности адвокатуры и юридических услуг при защите нарушенных прав малообеспеченных граждан, создание доступной системы оказания им юридической помощи и услуг, развитие сети «юридических клиник», предоставляющих бесплатные консультации;
- усиление независимости и статуса органов отраслевого контроля (инспекции), снижение влияния на них республиканских органов исполнительной власти;
- запрет на распространение в социальных сетях информации, изображений, видео о детях и женщинах, подвергшихся издевательствам и насилию, с учетом их негативного влияния на психику и дальнейшую жизнь;
- введение требования при замене наказания за преступление мошенничества на более мягкое, учитывать, что подсудимым покрыт ущерб, причиненный им потерпевшему;
- запрет на дарение ценных подарков из государственного бюджета, усиление ответственности за неэффективное и нецелевое использование средств государственного бюджета.
Наша партия считает противодействие коррупции одним из своих приоритетных направлений. В этом направлении одними из важных задач, стоящих перед нашей партией также являются:
- ведение реестра лиц, совершивших коррупционные правонарушения, и ограничение доступа их к государственной службе;
- обеспечение открытости и прозрачности при рассмотрении обращений и публикации результатов, касающихся коррупции;
- усиление ответственности за коррупционные правонарушения и содействие их совершению.
Партия также считает, что необходимо усилить меры по обеспечению безопасности движения на дорогах, предотвращению смертей, снижению пробок на дорогах. С этой целью наша партия предлагает в этом направлении следующее:
- развитие системы общественного транспорта, возведение остановок общественного транспорта удобными для населения, борьба с незаконным, самовольным их захватом;
- расширение автостоянок, создание экосистемы платных парковок вокруг дорог, введение обязательного требования о наличии автостоянок в новых жилых микрорайонах, стимулирование внедрения многоуровневых автостоянок;
- поощрение государственных служащих к передвижению в общественном транспорте, ограничение передвижения личных транспортных средств с четным и нечетным номерными знаками, разделенными между днями недели;
- прокладка платных дорог в качестве альтернативы основным дорогам без ущерба для их общей площади;
- информирование граждан о планируемых ремонтных работах на дорогах и их продолжительности не менее чем за десять дней, путем размещения объявления на данной территории и в сети Интернет;
- создание улиц без автомобилей, принятие других мер для создания городов и кишлаков более доступными для людей, увеличение пешеходных и велосипедных дорожек;
- предотвращение повреждений от неисправных газовых баллонов путем цифровизации всех процессов, связанных с производством, установкой баллонов со сжатым природным газом в автомобилях, периодическими техническими проверками, испытаниями от ввоза в страну до эксплуатации;
- в целях обеспечения законности в дорожно-транспортной сфере, введение порядка использования возможности сокращения срока лишения водительских прав только один раз;
- в целях обеспечения безопасности транспортных средств на дорогах, внедрение порядка осуществления государственного контроля за проведением обязательного технического осмотра транспортных средств.
X. Мы выступаем за последовательное продолжение открытой, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики, основанной на национальных интересах!
Шаг 15. Укрепление международного положения Узбекистана, активное развитие сотрудничества и партнерства на основе взаимной выгоды и равноправия
В этом направлении наша партия выступает за проведение инициативной внешней политики, направленной на развитие отношений, прежде всего, со странами Центральной Азии, СНГ, на основе принципов добрососедства, региональной безопасности и стабильности.
В частности, мы считаем, что в этом отношении необходимо уделять особое внимание реализации следующего:
- последовательное продолжение работы по интеграции Узбекистана в международные документы в области прав человека. Укрепление сотрудничества с международными и региональными организациями и зарубежными странами по вопросам прав человека, включая регулярное проведение диалога по правам человека;
- совместная реализация с международными партнерами инновационных программ и проектов в области регионального устойчивого социального развития, альтернативной энергетики и современной медицины;
- обеспечение открытости и гласности в деятельности Агентства внешней трудовой миграции, повышение ответственности Агентства за социальную и финансовую поддержку лиц, работающих за рубежом, и защиту их прав и интересов;
- содействие в оформлении «рабочей визы» гражданам, выезжающим в зарубежные страны для осуществления трудовой деятельности, в том числе открытие Центра содействия в оформлении «рабочей визы» в иностранные государства при Министерстве иностранных дел;
- разработка программ обмена опытом преподавателей и студентов с развитыми зарубежными странами и всестороннее стимулирование данной системы;
- развитие институтов межпарламентской коммуникации, применение методов «народной дипломатии» в гуманитарной сфере, культуре, искусстве, науке, спорте и туризме, неправительственных организациях и межпартийных связях;
- активное использование международных информационных ресурсов в целях укрепления международного авторитета страны, широкого продвижения инвестиционной привлекательности.
***
Выдвигая вышеизложенные программные приоритеты, Народно-демократическая партия Узбекистана намерена, в условиях здоровой состязательности с другими партиями страны за поддержку избирателей, добиваться на предстоящих выборах достойного места в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, обеспечивающего создание влиятельной парламентской фракции. Одновременно НДП Узбекистана будет бороться за достижение лидирующих позиций в местных представительных органах государственной власти.
Это создаст необходимые условия для участия партии в деятельности представительных органов государственной власти и реализации ее программных целей.
Мы – за обеспечение благосостояния каждого человека!
Ради социального равенства голосуйте за Народно-демократическую партию!