Узбекистан и Евразийский экономический союз. БЫТЬ или НЕ БЫТЬ

 

Становление и развитие крупных интегрированных структур - одна из существенных тенденций преобразования современной экономики. Зачастую крупнейшие интегрированные структуры выступают стратегическими партнерами в проведении промышленной политики, да и государственных преобразований в целом.

Евразийский экономический союз. Быть или не быть в нем, - вот в чем вопрос. Узбекистану предстоит решить, нужна ли нам интеграция для освоения новых территориальных рынков, будет ли она способствовать повышению устойчивости национальной экономики в условиях преодоления последствий пандемии?

Общественность Узбекистана разделилась на два лагеря безапелляционных противников и сторонников вступления в ЕАЭС. Попробуем разобраться без эмоций и впечатлений, опираясь исключительно на факты, документы и контрольно-аналитические показатели.

Начнем с содержания договора учредителей:

ЕАЭС - экономический союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

В учредительном договоре определены специальные понятия:

«гармонизация законодательства» – сближение законодательства государств-членов, направленное на установление сходного (сопоставимого) нормативного правового регулирования в отдельных сферах;

«единое экономическое пространство» – пространство, состоящее из территорий государств-членов, на котором функционируют сходные (сопоставимые) и однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных или унифицированных правовых норм, и существует единая инфраструктура;

«единая политика» – политика, осуществляемая
государствами-членами в определенных ими сферах, предусмотренных настоящим договором, предполагающая применение государствами-членами унифицированного правового регулирования, в том числе на основе решений органов ЕАЭС в рамках их полномочий;

«общий (единый) рынок» – совокупность экономических отношений в рамках ЕАЭС, при которых обеспечивается свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

«скоординированная политика» – политика, предполагающая осуществление сотрудничества государств-членов на основе общих подходов, одобренных в рамках органов ЕАЭС, необходимых для достижения целей ЕАЭС, предусмотренных настоящим договором;

«согласованная политика» – политика, осуществляемая государствами-членами в различных сферах, предполагающая гармонизацию правового регулирования, в том числе на основе решений органов ЕАЭС, в такой степени, которая необходима для достижения целей ЕАЭС, предусмотренных настоящим договором;

«таможенный союз» – форма торгово-экономической интеграции государств-членов, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной;

«унификация законодательства» – сближение законодательства государств-членов, направленное на установление идентичных механизмов правового регулирования в отдельных сферах, определенных настоящим договором.

Также определены основные принципы функционирования ЕАЭС в пределах компетенции, предоставляемой ему государствами-членами:

уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности;

уважение особенностей политического устройства государств-членов;

обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон;

соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;

функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов.

Основными целями ЕАЭС являются:

создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках ЕАЭС;

всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

В целом, если мы проанализируем экономическую картину стран-участниц ЕАЭС, станет очевидным, что благодаря торговому сотрудничеству наблюдается небольшой рост промышленного производства. Кроме того, вследствие налаженных торговых отношений, развивается транспортная и таможенная инфраструктуры, создаются благоприятные условия для внутреннего производства и ускорения пропуска через государственную границу граждан, товаров и грузов.

Конечно же, в целях развития взаимной торговли и упрочения связей стран-участниц ЕАЭС требуется решение ряда проблем. Одной из проблем является разница между законодательством на межгосударственном уровне: национальное право во многих важных аспектах не соответствует новой договорно-правовой системе экономического союза. Договор о создании ЕАЭС требует сближения и гармонизации норм гражданского, бюджетного, налогового, уголовного, административного права.

Страны-участницы данного союза очень отличаются по экономическому потенциалу, структуре национальных экономик, механизмам их действия, принципам организации экономики. ЕАЭС - объединение неравных потенциалов и статусов. Но, несмотря на все проблемы, ЕАЭС продемонстрировал свою устойчивость. Это нашло отражение в растущем объеме взаимной торговли и относительно стабильной динамике изученных социально-экономических показателей.

На мой взгляд, вступление в ЕАЭС обеспечит ряд благоприятных условий для нашей страны: предоставит товаропроизводителям широкий доступ к финансовым, материальным, трудовым ресурсам, а также новейшим технологиям в масштабах единого экономического пространства; даст возможность производить продукцию в расчете на общий рынок; создаст привилегированные условия для стран-участниц экономической интеграции, защищая от конкуренции со стороны третьих государств; позволит объединенными усилиями решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития, борьба с бедностью, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, совместное дальнейшее усовершенствование системы здравоохранения, образования, охраны труда и социального обеспечения.

 

Елена БАБЕНКО,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Депутат Олий Мажлис