НДП Узбекистана: пандемия коронавирусной инфекции и социальное самочувствие электората партии

 

Начиная с введения Специальной республиканской комиссией, с 15 марта 2020 года первых ограничений, направленных на предотвращение завоза и распространения коронавирусной инфекции в Узбекистане, был организован мониторинг ситуации по вопросам, влияющим на социальное самочувствие электората НДП Узбекистана.

Источниками информации были сообщения СМИ, новостных сайтов Интернет социальных сетей и Telegram-каналов. Изучались также отклики на происходящие события и меры, принимаемые по предотвращению распространения инфекции, размещаемые в комментариях к информационным сообщениям на новостных сайтах.

Результаты мониторинга позволяют сделать следующие выводы и обобщения.

Во-первых, принятые решения предусматривающие поэтапное осуществление карантинных мероприятий, в целом позволяют обеспечить надежное выявление и изоляцию в карантинных зонах большинства людей, являющихся носителями коронавирусной инфекции, а также лиц, контактировавших с ними.

Основополагающими правовыми документами для решения соответствующих задач стали Распоряжение Президента Республики Узбекистан от 29 января 2020 года № Р-5537 «Об образовании Специальной республиканской комиссии по подготовке Программы мер по предупреждению завоза и распространения нового типа коронавируса в Республике Узбекистан», Указы Президента Республики Узбекистан от 19 марта 2020 года № УП-5969 «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений», от 26 марта 2020 года № УП-5975 «О мерах по кардинальному обновлению государственной политики в сфере развития экономики и сокращения бедности», от 3 апреля 2020 года № УП-5978 «О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии», Постановления Президента от 26 марта 2020 года № ПП-4649 «О дополнительных мерах по предупреждению широкого распространения коронавирусной инфекции в Республике Узбекистан» и № ПП-4652 «О дополнительных мерах по поддержке медицинских работников и работников санитарно-эпидемиологической службы, привлеченных к противодействию распространению коронавирусной инфекции» и от 27 марта 2020 года № ПП-4662 «О дополнительных мерах по обеспечению потребности населения в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, медицинской технике и товарах первой необходимости».

Предусмотренные данными Указами и Постановлениями Президента страны и принятыми на их основе Постановлениями Кабинета Министров, решениями Специальной республиканской комиссии и других уполномоченных государственных органов меры осуществляются в полном соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ) с соблюдением всех необходимых санитарно-эпидемиологических правил.

В целях эффективного правового регулирования соответствующих вопросов Министерством занятости и трудовых отношений были оперативно разработаны и утверждены Положение о временном порядке перевода работников на работу в дистанционном режиме работы, по гибкому графику работы или на дому в период действия карантинных мер и Временное положение о порядке предоставления ежегодного трудового отпуска родителям учеников младших классов общеобразовательных учреждений и воспитанников дошкольных образовательных организаций при приостановлении деятельности дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных учреждений на период действия карантинных мероприятий.

Министерством здравоохранения в сотрудничестве с ВОЗ подготовлено и опубликовано для всеобщего доступа «Национальное руководство по COVID-19», где описываются необходимые меры по борьбе с данной инфекцией, включая рекомендации для населения.

Все это способствовало четкому и эффективному осуществлению мероприятий по противодействию распространению коронавирусной инфекции.

Как отмечал Президент Республики Узбекистан на видеоселекторном совещании 20 апреля т.г., «в результате своевременно принятых мер против эпидемии коронавируса многие регионы нашей страны удалось обезопасить от этой угрозы».

Это позволило замедлить распространение инфекции и эффективно использовать прошедший период для увеличения числа лечебных мест, изучения и внедрения медицинского опыта зарубежных стран. Обеспечивается полноценное функционирование всех систем, связанных с жизнеобеспечением населения.

Все это создало предпосылки для поэтапного смягчения карантинных ограничений в областях, районах и городах, в которых не были выявлены случаи коронавируса или эпидемиологическая обстановка улучшилась, при условии восстановления деятельности ранее приостановленных объектов со строгим соблюдением санитарно-гигиенических правил.

Во-вторых, в результате сочетания карантинных мероприятий с продуманной информационной работой за прошедший период на местах практически не наблюдалось панических настроений среди населения.

Одобрение и поддержку среди населения встретили обращения Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева к народу страны в ходе видеоселекторных совещаний, проведенных 18, 26 марта, 3, 10, 14 и 20 апреля 2020 года.

В числе других мер важное значение для повышения информированности населения и формирования ответственного отношения людей к осуществляемым карантинным мероприятиям имели оперативное открытие и системная организация работы единого call-центра 1003, сайта coronavirus.uz, информационных Telegram-каналов @koronavirusinfouz, @antifake_uz, официального Telegram-канала Министерства здравоохранения @ssvuz, а также Telegram-бота @coronavirusYordamBot.

Необходимо также отметить, что для формирования понимания и правильного отношения населения к осуществляемым мерам противодействия распространению инфекции важное значение имеют брифинги, ежедневно проводимые в штабе Агентства информации и массовых коммуникаций с участием Министра здравоохранения А.Шадманова, Министра юстиции Р.Давлетова, Главного государственного санитарного инспектора Н.Нурматова, Директора Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия Б.Алматова, пресс-секретаря Министра внутренних дел Ш.Гиясова и других официальных лиц.

Мониторинг показал, что систематическое обеспечение информированности населения о принимаемых мерах противодействия распространению коронавирусной инфекции оказывает позитивное воздействие на социальное самочувствие населения и общественное сознание.

За прошедший период заметно изменилась тональность публикаций в социальных сетях и комментариев граждан к материалам, публикуемым на новостных сайтах в Интернет. Активность распространения фейковых новостей по вопросам, связанным с противодействием распространению коронавирусной инфекции заметно снизилась и уже не играет определяющей роли в формировании общественного мнения и отношения людей к официальным сообщениям уполномоченных органов и выступлениям должностных лиц во время проводимых брифингов.

Необходимо отметить, что основная масса представителей электората НДП Узбекистана, оставляющих свои комментарии в социальных сетях и на новостных сайтах, в Telegram-каналах, включая официальный Telegram-канал НДП Узбекистана, осознает опасность коронавирусной инфекции и поддерживает ограничительные меры, принимаемые официальными уполномоченными органами в целях предотвращения ее распространения, осуждает нарушителей карантина и режима самоизоляции.

В то же время отдельные посетители информационных сайтов задают вопросы, свидетельствующие об их недостаточной информированности о механизмах правового регулирования в период осуществления карантинных мероприятий. Некоторые из них выражают недовольство введенными ограничениями, ставят под сомнение их законность.

Наиболее часто задаваемыми вопросами являются следующие:

- В чем отличие между самоизоляцией и карантином? Какая ответственность установлена за нарушение режимов самоизоляции и карантина?

- «Самоизоляция» остается на усмотрение граждан, или же является обязательной для всех?

- Имеют ли право правоохранительные органы требовать соблюдение режима «самоизоляции»?

- Законны ли введенные ограничения на использование легкового автотранспорта, велосипедов и скутеров?

- Как законодательно определены действия сотрудника правоохранительных органов при охране зоны карантина (дома)? Что он имеет право делать, что обязан, а что не имеет права делать?

В отдельных комментариях проявляется определенное недопонимание ситуации, произвольное толкование карантинных мер, осуществляемых соответствующими уполномоченными органами.

Так, при введении ограничительных мер на выход из дома людей старше 65 лет, имеющих хронические заболевания, некоторые посетители новостных сайтов высказывали суждения о том, что люди этой возрастной группы являются переносчиками опасной инфекции.

Имеют место случаи выражения негативного отношения к первым из заболевших пациентов, сопровождавшегося призывами к привлечению их к уголовной ответственности за распространение инфекции, а в некоторых комментариях – и угрозами в их адрес.

На отдельных новостных сайтах в соответствующих комментариях выражается беспокойство пенсионеров по поводу перевода выплаты пенсий на пластиковые карты. С одной стороны, они опасаются, что не смогут в необходимых случаях получить наличные деньги в банкоматах, с другой, беспокоятся, что их выход из дома к ближайшему банкомату может быть истолкован, как выход из дома без крайней необходимости.

На ежедневно проводимых в штабе Агентства информации и массовых коммуникаций брифингах оперативно даются исчерпывающие разъяснения по этим и другим, возникающим у населения, вопросам, в том числе, и по тем, которые задаются в комментариях к публикациям посетителями новостных сайтов.

Однако подобные вопросы у представителей электората партии продолжают возникать, что говорит о необходимости принятия дополнительных мер информационно-разъяснительного характера с тем, чтобы информация, озвученная на брифингах и размещенная в официальных источниках, оперативно доводилась до всех, кому адресована. В том числе, и на самих новостных сайтах, путем включения соответствующих сообщений в качестве комментариев к обсуждаемым вопросам.

В то же время проведенный мониторинг сообщений новостных сайтов uznews.uz, upl24.uz, darakchi.uz, kun.uz, uz.sputniknews.ru, gazeta.uz, podrobno.uz и ряда других показывает, что обсуждение волнующих людей вопросов в комментариях идет на бытовом уровне. Среди людей, оставляющих свои комментарии к сообщениям новостных сайтов, практически нет депутатов, активистов и работников профсоюзов, Союза молодежи, других институтов гражданского общества.

Активность представителей депутатского корпуса и указанных общественных институтов в социальных сетях и новостных сайтах, как правило, ограничивается их собственными Интернет-ресурсами, которые многократно уступают по посещаемости новостным сайтам, Telegram-каналам и страницам известных блогеров. В том числе, этот вывод во многом справедлив и для Интернет-ресурсов НДП Узбекистана.

Обращает на себя внимание и то, что на местах на низком уровне находится разъяснительная и другая информационная работа многих органов самоуправления граждан, которая вполне могла быть организована в дистанционном формате средствами обычной телефонной связи и путем расклейки соответствующих листовок и плакатов в местах проживания граждан.

В-третьих, мониторинг показывает, что в ряде комментариев на новостных сайтах, вопросах, задаваемых людьми через официальные Telegram-каналы, прослеживаются тревога, неуверенность в завтрашнем дне, пессимистические оценки происходящего.

Находясь в вынужденной изоляции, многие люди испытывают психологический стресс под влиянием непрерывной подачи, как по внутренним, так и по внешним информационным каналам, потока информации, акцентированной на пандемии и ее негативном влиянии.

В связи с изменением привычного образа жизни стрессовую нагрузку испытывают люди в возрасте старше 65 лет, в отношении которых действуют наиболее жесткие ограничения режима самоизоляции. Они лишены привычного круга общения, рискуют, в связи с ограничением физической активности, потерять мышечный тонус. Многие из них не являются абонентами мобильной связи, не имеют доступа к сети Интернет и не владеют необходимыми навыками использования соответствующих информационных ресурсов и сетевых средств общения.

Также в связи с вводимым с мая переводом выплаты пенсий на пластиковые карты у пенсионеров, многие из которых старше 65 лет, неизбежно возникает необходимость в контроле поступления и расходования средств на пластиковой карте, что можно сделать либо через подключение услуги СМС-информирования, либо, при отсутствии у них мобильной телефонной связи, через банкоматы или терминалы в торговых точках. Причем, проведенные в ходе мониторинга выборочные контакты с несколькими районными отделениями АК «Халк банк» в городе Ташкенте показали, что данный банк не будет при доставке карт пенсионерам подключать и активировать услугу СМС-информирования, в связи с тем, что, по существующим условиям, это можно сделать только через банкоматы.

Еще одной крупной группой населения, испытывающей негативное воздействие на их социальное самочувствие, являются люди с инвалидностью. Им значительно труднее соблюдать социальную дистанцию. В публикациях отдельных новостных сайтов (например, в опубликованной 14 апреля на сайте gazeta.uz статье колумниста Дильмурада Юсупова «В чем нуждаются люди с инвалидностью в условиях карантина?» и др.) отмечается, что многие из них, в условиях вынужденной приостановки предприятий остались без работы – в условиях карантина практически не действует 3-процентная квота, остановили свою деятельность ряд специализированных учебно-производственных предприятий при обществах слепых и глухих, которые не рассчитаны на организацию надомного труда инвалидов. Многие люди с инвалидностью по зрению и слуху не имеют полноценного доступа к источникам информации, в особенности, к ресурсам Интернет.

Открытый во второй декаде апреля в Ташкенте доступ через «горячую линию» социальной поддержки по короткому номеру 1197 к помощи профессиональных психологов также не решает в полной мере вопроса психологической реабилитации нуждающихся в ней людей. Многие в своих комментариях в социальных сетях и на новостных сайтах указывают на практическую невозможность дозвониться по данному номеру и получить необходимую помощь.

В этой связи представляется важным, чтобы соответствующие уполномоченные органы рассмотрели ряд вопросов, направленных на повышение эффективности мер по социальной поддержке населения, определенных Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым на состоявшемся 20 апреля видеоселекторном совещании.

Во-первых, на наш взгляд, было бы правильным организовать систематическую психологическую поддержки населения путем проведения соответствующих консультаций профессиональными психологами в режиме онлайн через национальные телевизионные каналы подобно тому, как организовано дистанционное обучение воспитанников детских дошкольных учреждений, учащихся школ и студентов ВУЗов.

Хорошей формой поддержки жизненного тонуса представителей старших поколений могла бы стать организация на национальных телеканалах уроков лечебной физкультуры для пожилых людей, рекомендации о том, как поддерживать необходимый уровень физической активности в домашних условиях. Причем, не только на период действия карантинных мероприятий, но и в последующем.

Во-вторых, в рамках принимаемых государством мер по социальной помощи малообеспеченным семьям и социально уязвимым группам населения мы полагаем необходимым рассмотреть на уровне соответствующих уполномоченных органов вопрос о расширении мер поддержки общественных объединений инвалидов и созданных при них учебно-производственных предприятий, включая рассмотрение дополнительных возможностей организации работы таких предприятий в режиме надомного труда и создания в них дополнительных рабочих мест для организации посильной трудовой занятости людей с инвалидностью.

В-третьих, важно повысить эффективность мер социальной поддержки, оказываемых малообеспеченным семьям и одиноким престарелым гражданам, путем расширения каналов единой линии социальной помощи 1197 и доведения количества операторов до оптимального уровня, обеспечивающего своевременное реагирование на каждый поступающий звонок.

Одновременно было бы правильным по линии органов самоуправления граждан принять дополнительные меры к тому, чтобы обеспечить включение в списки нуждающихся на получение социальных пособий из Единого координационного центра всех малообеспеченных и одиноких престарелых граждан, проживающих на соответствующих территориях.

В-четвертых, как представляется, в ходе подготовки к планируемому с мая 2020 года переводу выплаты пенсий по возрасту и выплачиваемых из Пенсионного фонда социальных пенсий и пособий на пластиковые карты было бы правильным по линии банков и соответствующих уполномоченных органов решить следующие дополнительные задачи:

- принять меры к тому, чтобы пенсионные пластиковые карты были доставлены населению с уже подключенной услугой СМС-информирования и обеспечить пенсионеров инструкциями о порядке пользования данной услугой;

- рассмотреть вопрос, каким образом лучше организовать своевременное информирование людей, не являющихся абонентами мобильной связи, о перечислении пенсий и движении средств на их пенсионных картах. Возможным вариантом решения этого вопроса является предоставление пенсионерам льготных кредитов для приобретения доступных по стоимости мобильных телефонов;

- предложить национальными операторами мобильной связи рассмотреть вопрос об открытии на период действия карантинных мер льготных тарифов для пенсионеров с нулевой ставкой оплаты за получение СМС-сообщений о поступлении и движении денежных средств на пенсионных пластиковых картах.

- важно также, чтобы в срок до 1 мая 2020 года Пенсионным фондом и банками совместно с органами самоуправления граждан были приняты необходимые и исчерпывающие меры по выявлению всех получателей пенсий и социальных пособий из Пенсионного фонда, которые в силу сложившихся обстоятельств не проживают по месту постоянной прописки (например, временно проживают у близких родственников) в связи с чем им не были доставлены пенсии и пособия в апреле 2020 года (проведенный мониторинг указывает на наличие подобных фактов на территориях отдельных органов самоуправления).

Народно-демократическая партия Узбекистана всецело поддерживает те дополнительные меры социальной поддержки населения, которые были определены Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым на состоявшемся 20 апреля видеоселекторном совещании. Практическое решение поставленных задач в полной мере отвечает социальным интересам и жизненным потребностям уязвимых слоев населения, которые являются основным электоратом НДП Узбекистана. Что, в свою очередь, обязывает партию в целом, ее депутатский корпус, партийные организации и активистов НДП Узбекистана на местах принять активное участие в осуществлении намеченных мер.


Улугбек ВАФАЕВ

Заместитель Председателя ЦС НДП Узбекистана,

депутат Законодательной Палаты Олий Мажлиса.

Депутат Олий Мажлис