17 рейтингов и индексов включены в Указ Президента «Об улучшении позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах, а также внедрении нового механизма системной работы с ними в государственных органах и организациях» от 2 июня 2020 года. Одним из них является Индекс глобальной конкурентоспособности страны, содержащий показатель уровня развития высшего образования.
Еще в октябре 2019 года издан Указ «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года». В соответствии с ним определено свыше 70 целевых критериев, которые планируется достичь к 2030 году. Среди них — рост охвата выпускников высшим образованием с текущих 20 процентов до 50, увеличение числа негосударственных вузов с пяти до 35 процентов, а также развитие государственно-частного партнерства (ГЧП). В Послании Президента Узбекистана Олий Мажлису отражено увеличение бюджетных мест в вузах и предоставление отдельных грантов для девушек, что также способствует созданию благоприятных условий для молодежи, желающей получить высшее образование. Согласно постановлению Кабинета Министров«О предоставлении образовательных кредитов для обучения в высших учебных заведениях на платно-контрактной основе», срок погашения кредита — десять лет для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата, и пять — для поступающих в магистратуру. Для круглых сирот, воспитанников домов-интернатов и инвалидов с детства предоставляются беспроцентные образовательные кредиты, а для студентов из малообеспеченных семей — с уплатой 50 процентов от начисленной суммы процентных платежей за счет кредитов из средств Государственного фонда содействия занятости.
Для совершенствования и создания удобных форм оплаты кредита учтен опыт зарубежных стран. К примеру, Великобритания имеет одну из лучших образовательных систем в мире с высоким общим показателем охвата населения высшим образованием. Основными приоритетами страны определены повышение качества, сокращение сложного регулирования и ориентация на потребности студентов. Великобритания предоставляет поддержку путем оказания финансовой помощи: кредитов по льготным процентным ставкам, стипендий и грантов, что делает обучение доступным. Широко распространена система студенческих займов, которая позволяет обучающимся вернуть средства только после окончания учебы и устройства на работу. И это в том случае, если его годовая заработная плата будет превышать 26,575 фунта в год, или 2,214 фунта в месяц. Главное в этой системе, что сумма возврата займа зависит от того, сколько человек зарабатывает, а не от того, сколько он взял взаймы. Если доход изменится, то сумма, которую необходимо возвратить, тоже изменится. Если человек перестанет работать или начнет зарабатывать ниже определенной суммы погашения займа, то его выплаты прекратятся до тех пор, пока он не станет зарабатывать больше порогового значения погашения займа. Применение такой системы студенческих займов в нашей стране поможет увеличить возможности для обучения молодежи из малообеспеченных семей, молодым семейным парам, имеющим детей, и тем, кто временно не имеет возможности, но желает учиться.
Для развития сферы образования, как определено в концепции, является привлечение частного сектора в систему образования через организацию государственно-частного партнерства (ГЧП). Для удовлетворения растущего спроса на образование государство сталкивается с определенными трудностями в обеспечении финансирования. Для решения проблемы развития образовательной инфраструктуры и обеспечения качественных образовательных программ во многих странах передовым инструментом государственного управления стало государственно-частное партнерство.
В Узбекистане по инициативе Президента принят Закон «О государственно-частном партнерстве», который определяет основные понятия и принципы, процедуры подготовки и реализации проектов ГЧП, предусматривает механизмы финансовой поддержки, а также содержит права, обязанности, полномочия и требования к основным его участникам. В нашей стране ГЧП уже применяется в жилищном и дорожном строительстве, в возведении и реконструкции объектов социальной сферы и других. В настоящее время первый нормативно-правовой акт, который носит отраслевой характер и регулирует отношения ГЧП, принят для системы дошкольного образования. Согласно постановлению Президента страны «О мерах по дальнейшему стимулированию и развитию системы дошкольного образования», для тех, кто хочет открыть частный детский сад, предоставляется ряд льгот: освобождение от уплаты налогов, таможенных пошлин, бесплатные земельные участки, здания по нулевой стоимости, материально-техническое и методическое обеспечение и другие.
Однако для сферы высшего образования в нашей стране пока еще нет нормативно-правового акта, который регулировал бы отношения между государственным учреждением и частным инвестором. В ГЧП в сфере высшего образования для государственного образовательного учреждения основными целями являются приобретение дополнительных ресурсов, доступ к экспертным знаниям в области управления, внедрение инноваций, широкое использование технологий, а также снижение затрат. Для частного инвестора основными преимуществами от партнерства являются повышение корпоративного имиджа, большее проникновение на рынок образовательных услуг, получение прибыли.
Исходя из зарубежной практики в сфере высшего образования целесообразно развитие партнерства по основным двум направлениям — сервисному партнерству и партнерству в предоставлении образовательных услуг. В сервисном партнерстве частный инвестор не предоставляет образовательные услуги, а оказывает административную поддержку или услуги для инфраструктуры. Например, в Великобритании в последние годы строительство и содержание студенческих общежитий, отвечающих требованиям времени и запросам студентов, ремонт и обслуживание старых зданий — кампусов осуществляются частными инвесторами на основе ГЧП.Для частного инвестора основная цель — получение прибыли, а для университетов партнерство позволяет минимизировать риски и сосредоточить финансовые средства на учебных и научно-исследовательских мероприятиях, спортивных и социальных центрах, других сферах, которые в итоге повысят конкурентоспособность и качество образования.
Партнерство для оказания образовательных услуг предоставляется частным инвестором в области коммерции, менеджмента, логистики, информационных технологий и компьютерных исследований. Обычно частный инвестор имеет специализацию в одной из этих областей, и предоставляемое обучение предназначено для привлечения студентов и повышения квалификации специалистов, желающих расширить свои знания в соответствующей области, для того, чтобы увеличить шансы на трудоустройство. При этом преимущества для университета — это доступ к опыту в управлении и внедрению практических результатов, учебным программам инвестора, охват конкретных целевых групп, внедрение инноваций и разнообразие предоставляемых университетом образовательных курсов. Выгодой для частного инвестора являются улучшение корпоративного имиджа, проникновение на рынок образовательных услуг с меньшими издержками и, конечно же, определенный доход. Существуют разные модели ГЧП, применяемые в зарубежных странах, которые определяют характер взаимоотношений между сторонами и имеют потенциал для достижения успеха при балансе ожиданий и целей партнеров.
Государственно-частное партнерство будет способствовать совершенствованию системы высшего образования, использованию положительного опыта зарубежных стран, повышению уровня охвата населения высшим образованием, конкурентоспособности и качеству образования.
Зухра ШАДИЕВА,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,
член фракции НДПУ.