Задачи школьного образования на 2021 год

 

Образование – это самые надежные инвестиции в будущее государства. Поэтому проблемы, существующие в сфере образования, всегда были и будут в повестке дня злободневных вопросов государственной политики. Да, следует признать, что у нашего образования есть пробелы и слабые места. И задача общества и специалистов – последовательно и обдуманно эти недостатки исправлять.

Школьное образование – важный элемент системы образования, формирующий у ребенка базовые знания и навыки. Вокруг школьного образования не утихают ожесточенные споры, цель которых – повышение эффективности обучения и воспитания молодого поколения посредством учебных дисциплин. Качеству преподавания школьных предметов в современном мире отводится особое место. Ни для кого не секрет, что дети любят не предмет - дети любят учителя. А через любовь и уважение к учителю приходит интерес к предмету. Какого учителя любят дети? Грамотного, творческого, мыслящего.

Творчество и мысль. Именно на это Глава нашего государства обратил внимание в Послании Олий Мажлису и народу Узбекистана на 2021 год, говоря о развитии у детей навыков аналитического и креативного мышления. Данные цели мы можем определить как ключевые педагогические цели грядущего тысячелетия. Развитие мышления становится жизненной необходимостью, требованием времени.

Развитие мышления как высшей ступени познания (а это мышление критическое, ассоциативное, аналитическое (логическое), эвристическое, креативное (творческое), образное (художественное) имеет особую значимость для демократического общества, базирующегося на интеллектуальных способностях граждан: способности мыслить и способности принимать обдуманные взвешенные решения.

В Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан при участии представителей всех фракций активно обсуждаются инициативы и предложения к внесению в Государственную программу по задачам сферы народного образования, обозначенным Президентом.

Свои инициативы выдвинула и Народно-Демократическая партия Узбекистана:

  1. Подготовить мыслящего, креативного, компетентного учителя.
  2. Изменить подход к образованию, сбалансировав «знаньевую педагогику» (т.е., передачу фактических знаний) с эвристическим, творческим, аналитическим, художественным аспектами в обучении.
  3. Обозначить целью каждого урока (а у классического урока, как правило, 3 цели: научить, развить и воспитать) развитие разных видов мышления и подобрать для реализации данной цели соответствующие специальные упражнения.
  4. Обогатить предметный учебник комплексом дополнительных дидактических материалов: пособием, хрестоматией, сборником заданий, сборником тестов, диктантов, графических органайзеров и таблиц.
  5. Использовать в учебнике готовые существующие в педагогике инструменты – передовые технологии, развивающие мышление (например, технологию развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП); личностно-ориентированные технологии, технологии свободного воспитания и другие.

Выполнив поставленные в Послании Президента Ш.М. Мирзиеева задачи, мы сможем обеспечить такое образование учащихся, которое воспитывает в них хорошо информированных и глубоко мотивированных граждан, способных к критическому мышлению, анализу общественной проблематики, творческому поиску решений проблем, стоящих перед обществом, а также способных брать на себя социальную ответственность. 

 

Елена Бабенко,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса, член фракции НДПУ

 

Депутат Общественная приемная Олий Мажлис