Шухрат ТУРСУНБАЕВ, заместитель председателя Комитета по труду и социальным вопросам Законодательной палаты Олий Мажлиса, член фракции НДП Узбекистана:
— В Законодательной палате Олий Мажлиса рассматривается проект закона «Об усилении ответственности за нарушение трудовых прав граждан». В процессе его обсуждения перед депутатами встал серьезный вопрос: насколько нужно повысить меры ответственности работодателей или оставить действующий минимальный размер штрафов? С одной стороны основную долю работодателей составляют частные предприниматели, а с другой стороны, важно регламентировать и их деятельность, чтобы добиться справедливости и обеспечить надежную защиту трудовых прав работников.
Анализ правоприменительной практики в данной сфере свидетельствует о росте таких видов правонарушений, как нарушения в области охраны труда, необеспечение гарантий в сфере занятости, использование труда несовершеннолетних, административное принуждение к труду, а также невыполнение страхования гражданской ответственности работодателя.
Депутатами местных Кенгашей, активистами НДП Узбекистана и членами парламентской фракции партии несколько раз на местах проводились соответствующие мероприятия по предупреждению нарушений правил охраны труда. Проведенное на местах изучение и полученные данные показывают, что в 2017 году и первом полугодии 2018 года за нарушение правил охраны труда судами рассмотрено 354 уголовных дела в отношении 431 лица. Работодателями совершено 37,3 тысячи правонарушений в области труда и охраны труда, в том числе, в 405 случаях – не созданы квотируемые рабочие места, в 3,3 тысячи случаях сокрыты вакансии, в 112 – использован труд несовершеннолетних, 89 – совершено административное принуждение к труду, в 355 – не выполнено обязательное страхование гражданской ответственности.
За прошедший период, несмотря на проводимые профилактические меры, 13,9 тысячи работодателей нарушили порядок приема на работу, обязательная аттестация проведена только на 67 тысячах рабочих мест из 166 тысяч, расследовано 763 несчастных случая на производстве со смертельным исходом и тяжелыми травмами, 203 организации нарушили порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также 146 иностранных граждан нарушили порядок осуществления трудовой деятельности в республике.
По состоянию на 1 июля 2018 года, из 435,5 тысячи организаций только 29 тысяч организаций или 6 процентов выполнили обязательное страхование своей гражданской ответственности.
В соответствии с этим Комитетом по труду и социальным вопросам Законодательной палаты Олий Мажлиса осуществлялась контрольно-аналитическая работа по исполнению Закона Республики Узбекистан «Об охране труда». В прошлом году соответствующие мероприятия проводились в двух регионах, в 2019 году они ведутся в двух других регионах республики. На основе этого комитетом были разработаны предложения по совершенствованию законодательства в сфере трудовых отношений.
В целях дальнейшего обеспечения защиты трудовых и социальных прав граждан, упорядочения процессов трудовых отношений, занятости и охраны труда за последние годы принят Закон «Об охране труда» в новой редакции, постановления Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешней трудовой миграции Республики Узбекистан», «О мерах по совершенствованию и повышению эффективности работы по обеспечению занятости населения», а также «О мерах по совершенствованию структуры органов по труду и укреплению системы защиты трудовых прав и охраны труда граждан». На основании этих постановлений приняты меры по улучшению состояния трудоустройства граждан и созданию новых рабочих мест. В этом году впервые принято постановление руководителя нашей страны «О государственном заказе по созданию рабочих мест и обеспечению занятости населения».
Во исполнение вышеуказанных постановлений необходимо еще более совершенствовать некоторые законодательные акты в данной сфере. Необходимо привести их в соответствие с реальной практикой, отразить все вопросы защиты трудовых отношений между работниками и работодателями.
Во время обсуждения данного проекта закона у депутатов возникли такие вопросы, как: сколько граждан на сегодняшний день работают без оформления трудового договора? Как защитить их права на труд? Только лишь применяя штрафы по отношению к их работодателям? А если они очень незначительные? Может быть, за нарушение правил охраны труда и заведомо незаконное увольнение усилить ответственность вплоть до уголовной? Решит ли такая мера все имеющиеся нарушения?
Проектом закона также определяется усиление административной ответственности за нарушение законодательства о труде и охране труда. В проекте закона предварительно предлагается увеличить штрафы за такие нарушения до 15 минимальных размеров заработной платы (действующий штраф составляет от 2 до 5 минимальных размеров оплаты труда).
За нарушение требований о недопустимости использования труда несовершеннолетних в действующем законодательстве штрафы составляют от 2 до 5 минимальных размеров заработной платы. Предлагается увеличить их от 10 до 25 минимальных размеров заработной платы. А за невыполнение требований законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя предусмотрено повысить штраф до 25 минимальных размеров оплаты труда (действующий составляет – от 7 до 10 минимальных размеров оплаты труда).
Также в законопроекте определено внести изменения в действующее законодательство за уклонение от обязанностей по выплате пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, нарушение законодательства о занятости населения, сокрытие свободных рабочих мест.
Наряду с этим предлагается ввести административную ответственность за нарушение порядка оформления приема на работу. В этом случае предлагается повысить штраф до 15 минимальных размеров заработной платы. За нарушение требований законодательства по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда предусмотрено ввести штраф в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда. За нарушение требований по проведению расследования причин и учета несчастных случаев на производстве, а также возникновения профессиональных заболеваний предусмотрено ввести штраф в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Принятие данного закона, на наш взгляд, будет способствовать обеспечению трудовых прав и гарантий граждан, а также повышению эффективности профилактических мер по противодействию совершению правонарушений в области обеспечения занятости населения и охраны труда, и, наряду с этим, позволит создать единую систему правоприменительной практики при квалификации правонарушений в данной сфере.