УСИЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ: НАША ПАРТИЯ ДОЛЖНА ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ СВОЮ ТВЕРДУЮ ПОЗИЦИЮ

Как известно, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 21 ноября сего года провел совещание, посвященное приоритетным задачам по социальной защите населения. Были обсуждены актуальные вопросы, беспокоящие наш народ. Следует особо подчеркнуть, что задачи, определенные на этом совещании, созвучны идеям и инициативам, которые выдвигает наша партия.

За последние два года в нашей стране осуществляются важные реформы по укреплению системы социальной защиты. В частности, в 1,3 раза возросло число людей, получающих социальные пособия, в два раза увеличился размер пособий, внедрен порядок, в соответствии с которым работающие пенсионеры получают пенсию в полном объеме. Нуждающиеся семьи обеспечиваются льготным жильем. Оказывается всесторонняя помощь женщинам, попавшим в сложное жизненное положение.

Социальная защита – это широкое понятие. Как было отмечено на совещании, в этой системе в течение многих лет накопились проблемы, которые ждут своего решения.

За девять месяцев текущего года в Народные приемные поступило 36 тысяч жалоб, связанных с назначением социальных пособий. Почему увеличилось количество жалоб по данному вопросу? Как отмечалось на совещании, причиной этого является то, что мы не обращаем внимания на систематическое решение социальных проблем. Если соответствующие  нормативные документы будут конкретными, их порядок и положения будут определяться законом и, самое главное, – мы будем твердо следовать им, то сможем добиться уменьшения жалоб.

Основная причина многих проблем в системе социальной защиты состоит в том, что при определении размера пенсий и пособий не внедрены нормативы потребительской корзины и прожиточного минимума, что является важным фактором.

Например, 1 сентября 2019 года размер минимальной заработной платы установлен в размере 634 880 сумов. Начиная с 1 августа текущего года размер ежемесячных пенсий по возрасту и пособий лицам с инвалидностью с детства составляет
436 150 сумов. Размер студенческой стипендии в среднем составляет 400 тысяч сумов.

Теперь задумаемся: достаточно ли человеку с инвалидностью 436 тысяч сумов в месяц для расходов на продукты питания, лекарства, одежду, другие хозяйственные потребности, оплату за коммунальные услуги, одним словом, на повседневные расходы и осуществление самых важных человеческих потребностей? Если исходить из реальной жизни, этих средств может хватить на продукты питания и необходимые потребности только одному человеку.

Поэтому, как было отмечено на совещании, очень актуально определить нормы, связанные с потребительской корзиной и прожиточным минимумом. Наша партия считает, что этот вопрос можно решить эффективно, только если будет принят соответствующий закон.

Самыми важными приоритетами Предвыборной программы нашей партии является определение прожиточного минимума для обеспечения достойного уровня жизни населения, закрепление в законе понятия о потребительской корзине и его внедрение в практику, всесторонняя поддержка слоев населения, нуждающихся в социальной защите.

Итак, что же такое прожиточный минимум и потребительская корзина и зачем это нам нужно?

Согласно мировому опыту, для нормального функционирования организма человека и ведения здорового образа жизни нужны продукты питания, а также непродовольственные товары для удовлетворения первичных социально-культурных потребностей личности. Их минимальный набор называется прожиточным минимумом, а потребительская корзина, проще говоря, – это минимальный набор необходимых продуктов, товаров и услуг, требующихся в течение определенного времени для сохранения жизни и здоровья человека.

Потребительская корзина состоит из трех частей:

  1. Продовольственные товары;
  2. Непродовольственные товары: одежда, предметы первой необходимости, лекарства, культурно-бытовые и хозяйственные товары;
  3. Услуги: коммунальные, транспортные, культурно-просветительские и т.д.

Обычно потребительская корзина разрабатывается для трех основных социально-демографических групп – трудоспособного населения, пенсионеров и детей. Набор товаров и услуг, входящих в ее состав, в каждой стране разный. Так, например, в Германии потребительская корзина состоит из 475 наименований товаров и услуг, во Франции – 250, в Англии – 350, в России – 156. Государство при определении состава потребительской корзины учитывает многие факторы, в том числе природно-климатические условия, уровень экономического развития, специфику производства продовольственных товаров, действительное потребление товаров и услуг.

На основании этих сведений определяется общий размер потребительского бюджета по стране, а также размер минимальной месячной заработной платы, социальных пособий и пенсий.

Внедрение потребительской корзины является самым важным фактором обеспечения достойного жизненного уровня и оплаты труда. В Узбекистане в Государственной программе на 2018 год было определено упорядочение понятий о потребительской корзине и прожиточном минимуме. Однако этот вопрос до сих пор не нашел своего решения в законодательстве.

Поэтому Народно-демократическая партия Узбекистана поставила своей целью завоевать высокие результаты на выборах и в первую очередь выступит с инициативой о принятии закона о прожиточном минимуме.

На совещании, проведенном главой государства, шла речь о том, что нет единого критерия по определению и учету слоев населения, нуждающихся в социальной защите, было подвергнуто критике то, что ордеры, выдаваемые для бесплатного лечения социально значимых заболеваний, не всегда доходят до нуждающихся граждан. Много проблемных ситуаций возникает при определении лиц и семей, нуждающихся в социальной защите. Во все Общественные приемные нашей партии поступают обращения, связанные с этим вопросом. В целях их положительного решения депутаты обращаются в различные организации, полномочные учреждения и при этом встречаются с одним и тем же вопросом. А именно с тем, что в соответствующих нормативных документах нет конкретных критериев определения малообеспеченности семей.

Что же получается в результате? Средства, выделяемые из Государственного бюджета, не всегда доходят до своего адресата, т.е. действительно нуждающихся людей. Это становится причиной возникновения других проблем. От этого страдает слой населения, который должна защищать наша партия. В связи с этим наша партия будет настойчиво стремиться к тому, чтобы критерии определения нуждаемости в социальной защите были просто и понятно отражены в законодательстве.

В текущем году члены нашей фракции в Законодательной палате Олий Мажлиса и наши группы в местных Кенгашах народных депутатов во всех регионах страны изучали состояние обеспечения жильем выпускников домов «Мехрибонлик». В ходе проведения индивидуальных бесед с выпускниками и изучения условий их жизни была выявлена довольно плачевная ситуация. Мы стали свидетелями того, что некоторые выпускники живут в тяжелейших условиях. Наши депутаты направили запросы в ряд местных хокимиятов и другие ответственные организации с просьбой обеспечить жильем выпускников домов «Мехрибонлик» в порядке, определенном в соответствующем постановлении правительства. Однако эти организации стараются увильнуть от решения данной проблемы и свалить вину одна на другую.

На совещании была указана причина возникновения таких сложных ситуаций. В частности, подобные проблемы накапливаются из-за отсутствия единой системы по координации работы в сфере социальной защиты.

Устранение проблем, связанных с системой социальной защиты, имеет большое значение в социальном развитии и укреплении стабильности в стране. В связи с этим наша партия будет твердо стоять на своей позиции: чтобы решить социальные вопросы, необходимо поднять на новый уровень законотворческую работу в этом направлении, обеспечить активное участие и повысить действенность депутатского и парламентского контроля в защите интересов социально уязвимых, нуждающихся в поддержке слоев населения.  

 

Улугбек ИНОЯТОВ,

председатель Центрального Совета Народно-демократической партии Узбекистана

"Голос Узбекистана"