Коренные реформы в сфере пенсионного обеспечения не легкий процесс для любого государства. Выявление и эффективное решение проблемных вопросов в этой сфере требует глубокого и всестороннего анализа.
На сегодняшний день в нашей страны общее число граждан, получающих пенсии и пособия, составляет 3 млн.678 тысяч человек, то есть 10,9 процента от общей численности населения. Из них пенсии по возрасту получают 3 млн.313 тысяч, пособия - 365 тысяч наших соотечественников.
Президент Шавкат Мирзиёев в своем Послании Олий Мажлису от 24 января текущего года отметил, что поддержка социально уязвимых слоев населения, поддержка граждан пенсионного возраста станет одним из приоритетных направлений государственной политики.
Действительно, в нашей стране этому вопросу уделяется особое внимание. В целях совершенствования пенсионной системы в 2019 году в Закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан» был внесен ряд важных изменений и дополнений. Кроме того, принято 3 указа Президента Республики Узбекистан, а также 3 нормативно-правовых акта в данном направлении.
В соответствии с Указом главы государства от 8 января 2019 года была разработана Концепция реформирования системы государственного пенсионного обеспечения.
Бесспорно, наряду с достигаемыми в сфере положительными результатами, есть и немало нерешенных проблем. Так, размеры пенсий лиц, работавших в сфере сельского хозяйства (бывших коллективных и государственных хозяйствах )и вышедших на пенсию, ощутимо ниже чем у представителей других сфер того периода. Это становится причиной обоснованных претензий граждан.
Данный вопрос был изучен членами фракции Народно-демократической партии Узбекистана в отрезке избирательных округов, а также на основе встреч и бесед с гражданами и представителями ответственных ведомств. Изучения выявили что в действующем законодательстве есть некоторые спорные моменты в расчете и назначении размеров пенсий.
Как закреплено в Статье 37 Закона Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» при исчислении стажа работы в колхозе за период после 1965 года, если член колхоза не выполнял без уважительных причин установленного минимума трудового участия в общественном хозяйстве, учитывается время работы по фактической продолжительности.
Как показали изучения, сведения, касательно трудовой деятельности граждан, трудившихся в сфере сельского хозяйства (бывших колхозах, государственных и ширкатных хозяйствах) в период до 2005 года в большинстве случаях не были сданы в архив или утеряны.
В результате большинству лиц, трудившимся в сфере сельского хозяйства (бывших колхозах, государственных и ширкатных хозяйствах) в период до 2005 года был начислен низкий размер пенсии исходя из фактического периода их трудовой деятельности.
Так, к примеру в 1980 году в бывших коллективных хозяйствах минимум трудового участия составлял 220 дней для мужчин, 160 дней – для женщин. Если учитывать тот факт, что в те годы были крайне строгие требования к выполнению норм в сельском хозяйстве, большинство рабочих полностью выполняли данный минимум. Однако, в момент выхода на пенсию они не смогли предоставить соответствующее решение бывшего колхоза. Главная причина – решения о выполнении минимума трудового участия не были вовремя сданы в архив или утеряны. Как видно, в этой сложившейся ситуации нет вины самих граждан, которые выполняли свои трудовые обязательства и выходили на пенсию. Как следствие, из-за допущенных в системе недостатков они страдают на протяжении долгих лет.
То есть, если для мужчин, трудившихся в бывших колхозах, 220 дней считались как годовой трудовой стаж, то на основе действующего законодательства этот срок учитывался как 7 месяцев и 10 дней. Также: годовая трудовая норма для женщин в 160 дней учитывались как 5 месяцев 10 дней.
В результате, размеры пенсий граждан, трудившихся в сельском хозяйстве в тот период, сегодня в 2-3 раза ниже пенсий работников других сфер.
Следовательно, необходимо разработать проект документа, который будет учитывать принятый в качестве нормы в те годы трудовой стаж граждан, трудившихся в бывших колхозах и ширкатных хозяйствах в период до 2005 года, в качестве полного годового стажа. Это имеет важное значение в обеспечении достойной оплаты труда тысячей наших соотечественников, защите их прав.
Кроме того, в действующем законодательстве нашей страны существуют некоторые спорные моменты в назначении пенсий гражданам, имеющим неполный трудовой стаж. На сегодняшний день размер пенсии по возрастут лиц с трудовым стажем не менее 7 лет составляет 236 000 сумов. Конечно, этого не достаточно для удовлетворения жизненно важных потребностей пенсионеров.
Поэтому, сегодня Народно-демократическая партия Узбекистана в сотрудничестве с соответствующими министерствами и организациями работает над введением в законодательство таких понятий, как «потребительская корзина» и «прожиточный минимум». Это поможет в будущем пересмотреть минимальный размер пенсий на основе показателей «потребительской корзины» и «прожиточного минимума».
Кроме того, необходимо внедрить в законодательство норму, подразумевающую включение в стаж работы женщин при начислении пенсий по возрастут времени нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Фракция Народно-демократической партии Узбекистана в Законодательной палате Олий Мажлиса исходя из вышеперечисленных предложений, а также задач, намеченных в Предвыборной программе партии, будет активно участвовать в процессе тщательной подготовки и принятия Концепции реформирования государственной пенсионной системы.
Улугбек ВАФОЕВ,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,
член фракции НДПУ.