КОРРУПЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ДЕГРАДАЦИИ ОБЩЕСТВА

 

Коррупция, к сожалению, далеко не новое для человечества понятие. И не явление, существующее само по себе. Это – один из признаков неблагополучия общества, а уровень коррупции в обществе – аналог температуры у больного. Чем выше уровень коррупции в обществе – тем больнее общество.

Модельный закон «О борьбе с коррупцией», принятый на XIII пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ в 03.04.1999 году, дает следующую формулировку (ст.2): «Коррупция (коррупционные правонарушения) - не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ/.

В ЗАКОНЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ /от 03.01.2017 года/ коррупция определяется как «незаконное использование лицом своего должностного или служебного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды в личных интересах или в интересах иных лиц, а равно незаконное предоставление такой выгоды».

Для справки: согласно статистике, несмотря на то, что за коррупционное преступление в Китае можно лишиться жизни, экономика КНР из-за коррупции ежегодно теряет 13-17% ВВП, а 20% государственных финансов попадает в руки нечестных чиновников.

Коррупция - это мощный механизм деградации: подрывает основы государства; дезинтегрирует общество; вызывает социальную апатию, правовой нигилизм, недоверие к представителям власти; способствует нарастанию напряженности.

История знает примеры, когда величайшие империи, столетиями сохранявшие государственный порядок, достигшие выдающихся успехов в культуре и технике, зараженные, а в последствие разъедаемые коррупцией, разрушались, оставляя под своими обломками всех: и коррупционеров, и их сограждан, страдавших от коррупции. Так случается, когда частные интересы превалируют над государственными, а личное обогащение идет в ущерб стабильности и благосостоянию общества.

Для Узбекистана борьба с коррупцией является одним из важных направлений государственной политики, приоритетность которого четко обозначена Главой государства.

В Послании Президента нашей страны Олий Мажлису красной линией проходят задачи, направленные на противодействие коррупции. Говоря о коррупции, как о серьезной проблеме, которая его очень беспокоит, Ш.М. Мирзиеев подчеркнул, что «пока в борьбу с коррупцией не будут вовлечены все слои населения, лучшие специалисты, пока все наше общество не будет, образно говоря, привито "вакциной честности", мы не сможем достичь поставленных целей. От устранения последствий коррупции мы должны перейти к ее раннему предупреждению. Само время требует создать в целях организации системного выполнения данных задач отдельный антикоррупционный орган, подотчетный парламенту и Президенту».

Действительно, усилия только правоохранительных органов не могут быть достаточно эффективными без комплексного подхода к вопросам борьбы с коррупцией, без активного участия в этой работе всех государственных структур, политических партий, общественных объединений и населения.

На мой взгляд, ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ /от 03.01.2017 г./ носит скорее декларативный характер, и в него следует внести серьезные поправки.

Основная направленность ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ - это профилактика коррупционных проявлений. Весь смысл нормативных положений состоит в том, чтобы предупредить правонарушения, а нам параллельно нужно начать решительно искоренять совершаемые преступления.

Учитывая зарубежный опыт, предлагаю ввести положение, запрещающее пожизненно назначать на руководящие должности лиц, уволенных по подобным дискредитирующим обстоятельствам, а также принимать на государственную службу лиц, ранее совершивших коррупционное преступление.

Ввести положения, которые предусматривают: лишение должностных лиц-коррупционеров пенсий за выслугу лет - выплачивать только пенсии по возрасту; изъятие имущества чиновников, стоимость которого на 25% и более превышает их законный доход.

Ввести институт общественного контроля для борьбы с коррупцией и установить формы участия граждан в его деятельности.

Предлагаю использовать опыт Сингапура и создать по сингапурской аналогии Бюро по расследованию коррупции (БРК), которое будет нести непосредственную ответственность перед Президентом или парламентом страны. Основные функции БРК – рассмотрение жалоб о злоупотреблении служебным положением, случаях халатности, небрежности, вымогательства и взяточничества, допущенных государственными служащими. Бюро наделить авторитарными полномочиями. Чтобы имело право без решения суда задерживать и обыскивать подозреваемых в коррупционной деятельности, проверять их банковские счета. Бюро также могло бы вести дела в отношении родственников подозреваемого, вызывать на допрос любых свидетелей, а также расследовать правонарушения, возникшие по ходу изучения дела. БРК было бы вправе привлечь к ответственности абсолютно любого гражданина независимо от его статуса и ранга. Но особо пристальное внимание уделять сотрудникам тех государственных органов, которые по долгу службы занимают потенциально коррупциогенные должности.

Необходимо создать отдельную автономную антикоррупционную судебную структуру, которая бы определяла наказание, и обеспечить процессу по противодействию коррупции широкую освещенность в СМИ.

Сотрудники Гарвардского университета подсчитали, что снижение коррумпированности страны с уровня Мексики до уровня Сингапура обеспечит государству экономический эффект, сопоставимый с возрастанием суммы налогов на 20%.

Против коррупции следует сражаться всем вместе. Ей нужно дать решительный и беспощадный отпор.


Елена Бабенко,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, член фракции НДПУ.

Депутат Олий Мажлис