Определение критериев бедности
Определение критериев бедности

 

В Послании Президента страны Шавката Мирзиёева Олий Мажлису внимание уделено вопросам практического взаимодействия парламента, правительства и институтов гражданского общества в достижении Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций, главной из которых является повсеместное обеспечение всеобщего благосостояния, уровня и качества жизни людей.

В текущем году в практическую плоскость переведено решение задач по достижению первой из национальных целей устойчивого развития —сокращения бедности во всех ее проявлениях. В соответствии с Указом Президента «О мерах по кардинальному обновлению государственной политики в сфере развития экономики и сокращения бедности» в ближайшие месяцы будет внесена на утверждение государственная программа.

Необходимо отметить, что бедность имеет конкретное измерение, определяемое через количественную оценку уровня доходов населения или, в более широком плане, уровня и качества жизни. И их недостаточность для удовлетворения базовых жизненных потребностей и является тем объективным критерием, на основе которого соответствующие семьи и отдельные граждане относятся к малообеспеченным (бедным) слоям населения. Они вошли в основу Программы преодоления бедности.

В свою очередь это обусловливает объективную необходимость разработки, законодательного закрепления и внедрения критериев определения уровня бедности и методики ее оценки, основанных на соответствующих международных рекомендациях и стандартах с учетом прогрессивного зарубежного опыта.

Этим задачам всецело созвучны программные цели НДПУ, которые партия определила исходя из базовых социальных интересов и жизненных потребностей своего основного электората — малообеспеченных семей и других социально уязвимых слоев населения.

Фракцией НДПУ в Законодательной палате создана рабочая группа из числа ее членов и экспертов и организована подготовка предложений по законодательному закреплению соответствующих нормативно-правовых основ. Изучение соответствующих международных документов и зарубежного опыта показало, что в определении бедности применяются несколько общепризнанных методик и критериев. Когда в ряде стран для соответствующих оценок используется так называемая относительная черта бедности, которая определяется на основе распределения доходов между домохозяйствами. Одним из примеров являются пороговые показатели бедности в некоторых странах ЕС, установленные на уровне 60 процентов от среднедушевого дохода в стране. Вместе с тем наиболее распространенным в зарубежных странах критерием оценки уровня жизни является прожиточный минимум, определяемый на основе стоимости минимальной потребительской корзины.

Состав потребительской корзины в разных странах разный, что обусловлено соответствующим уровнем экономического развития. Однако общим является то, что потребительская корзина не ограничивается только набором продуктов питания, обеспечивающим полноценное удовлетворение физиологических потребностей человеческого организма (так называемая продовольственная корзина).

В соответствии с поддерживаемой Международной организацией труда Концепцией основных потребностей в прожиточный минимум наряду со стоимостью продовольственной корзины включается также стоимость непродовольственных товаров, минимально необходимых для удовлетворения базовых потребностей в одежде, обуви, личной гигиене, мебели, домашней утвари и т. п. Важной составной частью определяемой подобным образом потребительской корзины является нормативная стоимость жилищно-коммунальных, бытовых, транспортных, социальных и других услуг, предоставляемых для общественного пользования.

Изучение показало, что определение прожиточного минимума во многих странах наряду с общепринятыми в международном сообществе методиками основывается на соответствующей нормативно-правовой базе.

Так, критерии определения прожиточного минимума на основе стоимости потребительской корзины законодательно закреплены в Болгарии, Чехии, Черногории и других государствах Европы. Аналогичные законодательные акты действуют в Российской Федерации, Республике Казахстан, Республике Беларусь, Кыргызстане, Азербайджане и других странах СНГ.

Проведенная оценка национального законодательства Узбекистана показала, что в правовом регулировании сферы имеются пробелы и противоречия. В Конституции страны закреплена норма, определяющая, что пенсии, пособия, другие виды социальной помощи не могут быть ниже официально установленного прожиточного минимума. Однако данная норма не нашла своего развития в других законах страны. В национальное законодательство не имплементированы международные правовые нормы и стандарты определения стоимости потребительской корзины и размера прожиточного минимума. Законодательно не определены четкие критерии отнесения семей и отдельных граждан к категории малообеспеченных. Отдельные подзаконные нормативные акты противоречат друг другу. Существует объективная потребность в формировании правовых норм и механизмов обеспечения прозрачности процессов формирования и открытости данных о прожиточном минимуме и стоимости и составе минимальной потребительской корзины.

Результаты изучения соответствующих международных рекомендаций и зарубежного опыта и оценки состояния правового регулирования соответствующих вопросов в законодательстве Республики Узбекистан были детально обсуждены в апреле текущего года на совместном заседании исполкома Центрального совета партии, членов фракции, экспертов рабочей группы и актива региональных организаций партии. Тогда были определены основные подходы по разработке соответствующих законодательных предложений по прожиточному минимуму и потребительской корзине. Для практического решения задач налажено социальное партнерство центральных органов партии с Министерством экономического развития и сокращения бедности.

Члены фракции и эксперты рабочей группы выполнили основную часть работы по подготовке концепции законодательного регулирования в данной сфере. Разработаны также предложения к проекту закона «О прожиточном минимуме в Республике Узбекистан», который направлен на законодательное закрепление правовых основ по определению прожиточного минимума, состава и стоимости минимальной потребительской корзины, и их использование. В нем имеется правовое определение понятий прожиточного минимума, минимальной потребительской корзины и черты бедности и их назначение. Соответствующие положения проекта определяют предлагаемый порядок установления величины прожиточного минимума, ее утверждения и применения. При этом предлагается законодательно закрепить основные принципы и механизмы определения состава минимальной потребительской корзины в натуральном и стоимостном выражении, включая закрепление в отдельных правовых нормах порядка формирования:

—      состава и стоимости продовольственной корзины на основе нормативов физиологичной потребности организма человека в продуктах питания, исходя из их химического состава и энергетической ценности;

—      состава минимально необходимых непродовольственных товаров, определяемого на основе санитарно-гигиенических норм и базовых потребностей в одежде, обуви, мебели и домашней утвари;

— состава жилищно-коммунальных, транспортных, бытовых услуг, услуг связи, заведений культуры, образования, здравоохранения и других услуг, обеспечивающих удовлетворение базовых социальных, бытовых и культурных потребностей.

Проект предусматривает установление критериев отнесения семей и отдельных граждан к малообеспеченным на основе черты бедности и определения минимальных размеров заработной платы, пенсий и базовых социальных выплат на основе прожиточного минимума. Подготовленные предложения в ближайшее время будут рассмотрены на очередном заседании парламентской фракции партии.

Проведенная фракцией оценка принятия закона о прожиточном минимуме послужит созданию нормативно-правовых основ и процессуальных механизмов практической реализации конституционных норм о прожиточном минимуме, законодательно закрепятся принципы определения бедности и путей ее преодоления, отвечающие международным нормам и прогрессивному зарубежному опыту. В конечном счете все это будет способствовать повышению социальной эффективности осуществляемых в стране реформ и повышению уровня благосостояния населения.

 

Улугбек ИНОЯТОВ,

заместитель Спикера Законадательной палаты Олий Мажлиса,  

руководитель фракции НДП Узбекистана

Теги

Депутат Олий Мажлис
← Вернуться к списку