Фракция НДПУ выступила с возражением, касательно вопроса прозрачности информации, связанной с госбюджетом

 

Состоялось заседание фракции НДПУз  в Законодательной палате Олий Мажлиса. Сначала, на основе глубокого анализа были рассмотрены итоги исполнения Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов за 9 месяцев 2020 года.

Было отмечено, что исполнение государственного бюджета отражает государственную политику, направленную на социально-экономическую поддержку населения. Этот вопрос особенно актуален в нынешнее время пандемии.

На заседании отмечалось, что предложения членов фракции НДПУз были учтены при доработке отчета по госбюджету, подчеркнули, что в этом году более подробно представлена ​​информация, не раскрытая в предыдущих отчетах.

Исходя из приоритетных направлений  Предвыборной программы партии, депутаты уделили особое внимание финансированию мероприятий по поддержке социальных сфер, повышению уровня жизни населения,  обеспечению социальной защиты при исполнении государственного бюджета. Обсуждались вопросы образования, социальной сферы, здравоохранения, назначения пенсий и пособий.

Ограничения, введенные во всем мире в связи со пандемией,  безусловно, сказались и на экономике нашей страны по большинству показателей. Было отмечено, что за 9 месяцев 2020 года ВВП страны в текущих ценах составил 408,3 трлн сумов, что на 0,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Основные усилия при исполнении государственного бюджета направлены на оказание социальной поддержки населению, борьбу с коронавирусной инфекцией,  преодоление последствий мирового кризиса.

По итогам 9 месяцев текущего года доходы государственного бюджета составили 94 457,2 миллиарда сумов, расходы (без учета государственных целевых фондов) составили 102 164,8 млрд сумов.  За  отчетный период на финансирование социальных расходов направлено 53 685,3 млрд. сумов. (52,5% от общих расходов). Социальная направленность государственного бюджета соответствует программным целям Народно-демократической партии Узбекистана.

Депутаты также отметили недостатки, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств и их незаконным использованием. Говорилось, что в нынешней сложной ситуации, связанной с пандемией и карантинными ограничениями, увеличились случаи хищения и неэффективного расходования бюджетных  средств. Было отмечено, что Правительству и профильным министерствам и ведомствам следует  активизировать усилия по созданию прозрачной системы расходования бюджетных средств.

Депутаты подвергли резкой критике факты выявления дефицита бюджета и необоснованных расходов за отчетный период на 129,1 млрд. сумов.

В частности, несмотря на сложную ситуацию, связанную с пандемией, около 22 млрд. сумов бюджетных средств, направленных на сферу здравоохранения, были израсходованы бесцельно. Из них 17,8 миллиарда сумов были незаконно расхищены, что стало причиной жесткого недовольства членов фракции.

70,7 млрд сумов, выделенных из Антикризисного фонда медицинским учреждениям, привлеченным к борьбе с коронавирусом, были  потрачена без соблюдения правил.

В системе Министерства дошкольного образования были допущены финансовые нарушения на  10 миллиардов, в системе Министерства жилищно-коммунального обслуживания – 6,3 млрд.,  в системе  водного хозяйства – 4  млрд.сумов.

Кроме того,  ряд недостатков и недочетов допущены  в исполнении бюджетов государственных целевых фондов. Например, план расходов Государственного фонда содействия занятости составлял 542,4 миллиарда сумов., однако  было использовано только 63% этих средств. В то время как в период пандемии значительно выросло число граждан,  лишившихся работы  и источника дохода, которые имеют желание  и потребность в получении профессии. Средства этого фонда должны были  быть полностью потрачены на поддержку  именно такой категории наших соотечественников.

Члены фракции подробно и аналитически обсудили этот вопрос. Депутаты высказали свою  твердую точку зрения, касательно  реализации главного финансового документа страны исходя из программных целей партии и интересов электората. Было отмечено, что важно укреплять исполнительную дисциплину сотрудников министерств и ведомств, органов местного самоуправления, осуществлять жесткий парламентский контроль за исполнением государственного бюджета.

Депутаты задали представителям правительства, министерств и ведомств более 10 целевых вопросов по вопросам занятости, здравоохранения, миграции, образования, финансов и экономики. Депутаты также выразили недовольство по поводу того, что на некоторые вопросы были даны общие ответы.

Чтобы обеспечить полное исполнение государственного бюджета, наряду с парламентскими дебатами, необходимо проводить прямой оперативный анализ на местах, в отраслях,  и предоставить открытую информацию об использовании бюджетных средств. Система контроля, установленная Казначейством и Контрольно-ревизионным управлением за использованием средств государственного бюджета, к сожалению, показывает свою неэффективность. Дефицит,  злоупотребления, хищения  и нецелевое использование средств в бюджетной системе  увеличивается из года  в год.

Члены фракции НДПУз высказали свою четкую позицию касательно того, что проблемы в исполнении бюджета невозможно устранить без обеспечения предоставления открытой информации и данных об исполнении государственного бюджета, бюджетов государственных целевых фондов на уровне отраслей, не создав соответствующие  условия для парламентского и общественного контроля. Было отмечено, что правительству необходимо провести системную работу над повышением уровня прозрачности информации об исполнении государственного бюджета.

На основании полученных ответов, высказанных мнений и суждений  фракция Народно-демократической партии Узбекистана  одобрила  отчет об итогах исполнения Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов за 9 месяцев 2020 года.

На заседании также был рассмотрен проект закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2021 год».

В проекте Государственного бюджета на следующий год запланировано увеличение социальных расходов на 15% по сравнению с этим годом. Реформы в этой области означают более глубокий подход к социальной защите. В частности, в следующем году будет выделено 10,2 трлн сумов на оказание материальной помощи гражданам, нуждающимся в социальной защите, на выплату всех видов социальных пособий семьям с детьми, на оказание материальной помощи малообеспеченным семьям, на выплату пособий детям с ограниченными возможностями. Это на 3,7 триллиона сумов больше, чем в этом году. Народно-демократическая партия Узбекистана полностью поддерживает такой подход правительства к вопросу социальной защиты.

Депутаты высказали свои предложения и выводы по планированию расходов бюджета на следующий год, сделанные   на основе обращений избирателей,  а также изучений на местах.

В частности, член фракции Шерзод Рахмонов сказал, что для повышения эффективности и ответственности за расходование  государственного бюджета, повышения активности депутатов и общественности в этом процессе для каждого избирательного округа  ежегодно необходимо выделять определенные средства  на реализацию важнейших социальных проектов на территории. Был предложен конкретный механизм по обеспечению целевого расходования выделенных средств.

Члены фракции одобрили в первом чтении законопроект «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2021 год». Определены  задачи по формированию конкретных предложений фракции для  подготовки  ко второму чтению.

Депутат Олий Мажлис