Защита женщин исправит статистику

 

Домашнее насилие — проблема, к которой приковано внимание международного сообщества. 

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (CEDAW) Организации Объединенных Наций и Декларация об искоренении насилия в отношении женщин, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года, признали, что представительницы слабого пола страдают из-за гендерного неравенства, что является нарушением прав человека.  Несмотря на все усилия, предпринимаемые международными организациями, согласно данным ООН каждая третья женщина в мире все еще подвергается насилию.  

Наша страна, уделяя особое внимание вопросам гендерного равенства, приняла несколько официальных документов, регулирующих права женщин в обществе. Это законы «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин», «О защите женщин от притеснения и насилия», также принято постановление Кабинета Министров «О мерах по совершенствованию системы защиты женщин от притеснения и насилия». 

Закон «О защите женщин от притеснения и насилия» гласит, что жертвам притеснения и насилия предоставляется государственная защита посредством охранного ордера, который выдается органами внутренних дел в течение 24 часов с момента установления факта притеснения и насилия или ее угрозы сроком до 30 дней. Среди других мер — размещение жертв в специальные центры помощи, проведение профилактических бесед и коррекционных программ с агрессорами в целях изменения их насильственного поведения. В соответствии с документом, сведения о жертвах притеснения и насилия, а также лицах, совершивших насилие либо склонных к этому, вносятся в единую электронную базу данных Государственного комитета по статистике.

Если изучить международный опыт по совершенствованию системы и механизма защиты женщин, то правительство Англии для борьбы с домашним насилием разработало национальную политику. Она построена на постулатах, вошедших в Национальный план по борьбе с насилием в семье (2005 г.). В 2010 году принята Новая всеобъемлющая стратегия «Призыв положить конец насилию в отношении женщин и девочек», которая включает четыре основные цели: предотвращение бытового насилия в качестве приоритета, оказание поддержки и снижение риска для жертв, привлечение виновных к ответственности и под¬держка работы социальных служб. 

В дальнейшие планы действий (2013—2014 гг.) включили принципы основной стратегии, сконцентрировав усилия на раннем предупреждении и профилактике бытового насилия. 

В законодательстве Великобритании бытовое насилие признается как преступление, и правовые решения отражают степень признания этого явления как важной социальной проблемы. В этой стране жертвы домашнего насилия могут обратиться за защитой в полицию, которой дано право задержать агрессора на 48 часов, а также в уголовный суд за охранным ордером. В этом случае распустившему руки супругу запрещается возвращаться и пребывать в доме в течение 28 дней. Это дает возможность обезопасить членов семьи от насилия и обратиться за дальнейшей помощью и защитой. Ко всему гражданский суд способен вынести вердикт ограничить общение буйному семьянину с пострадавшими.

В целом в Англии проблема сосредоточена на разработке мер по предотвращению насилия в семье, которые регулируются правительством на национальном и местном уровнях. Для содействия профилактике и предоставлению услуг пострадавшим налажено межведомственное партнерство с социальными, общинными, благотворительными организациями, службами правосудия, охраны здоровья, жилищными агентствами, местной полицией, органами власти и другими. В центрах семейной справедливости представители жилищных агентств, социальных служб, местной полиции и других организаций работают под одной крышей. Их цель состоит в оценке рисков со стороны правонарушителей и предоставлении более широких социальных и юридических услуг жертвам насилия. Совместная работа позволяет представителям всех вовлеченных организаций обмениваться данными, регулярно организовывать совещания и эффективно помогать пострадавшим. 

Межведомственная работа не только охватывает государственные и неправительственные организации и модели, но также включает факторы и правила надлежащей практики сотрудничества. Во взаимодействии проводятся мониторинг и систематический скрининг, позволяющие выявить пробелы и улучшить качество обслуживания жертв. 

Решение проблемы бытового насилия женщин выходит за рамки усилий одной организации. Для этого требуется привлечение многих структур. Чтобы добиться успеха, необходимы связи между всеми учреждениями как по вертикали с правительством, так и по горизонтали на местном уровне. Такие факторы, как политика, практика управления, местные условия и имеющиеся ресурсы, также влияют на успех межведомственной работы по борьбе с домашним насилием. 

Для совершенствования политики и практики по защите женщин в Узбекистане не менее целесообразно привлечь соответствующие учреждения для координированного комплексного ответа бытовому насилию.  

 

Зухра ШАДИЕВА,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса, член фракции НДПУ.

www.xs.uz

Депутат Олий Мажлис