Проект Экологического кодекса Республики Узбекистан: концепция, структура, основные положения

 

Вопросы охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов являются одним из приоритетных стратегических направлений любого государства. В рамках экологической политики, проводимой современным Узбекистаном в целях устойчивого развития, в нашей стране были осуществлены комплексные организационные, социально-экономические, нормативно-правовые меры.

Особое внимание уделяется формированию законодательной базы, создающей правовые условия для эффективного взаимодействия государства, природоохранных органов, общественных организаций и гражданского общества в данной сфере. На сегодняшний день принято около 20 законов, более 450 подзаконных актов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Узбекистан присоединился, стал подписантом и ратифицировал более 15 международных конвенции и протоколов к ним в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Также подписано около 50 многосторонних, двухсторонних соглашений и меморандумов. Кроме того, в более 120 законах и кодексах установлены отдельные правовые, экономические и организационные требования или отдельные статьи, посвященные вопросам экологии.

Эти законодательные и организационно-институциональные меры обеспечили на первоначальном этапе развития страны решение многих проблем, связанных с охраной окружающей среды, защитой населения от негативного воздействия различных источников загрязнения.

Принятию данных законов в Узбекистане предшествовала серьезная работа по созданию целостной системы экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

В настоящее время в нашей стране в соответствии с Посланием Президента Узбекистан Республики Ш.М. Мирзиёева к Олий Мажлису Республики Узбекистан от 24 января 2020 года; с пунктом 212 Государственной программы в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики» и концепцией охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года разрабатывается проект национального Экологического кодекса Узбекистана.

Основной идеей разработки проекта Экологического кодекса является систематизация всех действующих актов законодательства в этой сфере в едином кодифицированном законе прямого действия, унификация всех закрепленных в этих актах экологических требований и стандартов, устранение имеющихся противоречий и разночтений в нормах, «белых пятен» в экологическом законодательстве, имплементация в отечественное экологическое законодательство общепризнанных международных стандартов и опыта зарубежных стран, а так же обеспечение выполнения международных обязательств Узбекистана в этой области.

Анализ актов действующего законодательства и правоприменительной практики позволил выявить ряд проблем и недостатков: многочисленность и разрозненность нормативно-правовых актов, регулирующих природоохранную деятельность; сложность доступа к ним широкой общественности; наличие противоречий между природно-ресурсными и природоохранными нормами, а также отсылочных норм; различные стандарты, критерии и требования, предъявляемые к субъектам предпринимательства в вопросах обеспечения экологичности производства; отсутствие механизмов экологического аудита, экологического страхования, лицензирования, нормирования, технического регулирования природопользования; размытость механизмов государственной поддержки и стимулирования в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; отсутствие механизмов стимулирования внедрения инновационных наилучших технологий, систем управления качеством, соответствующих международным стандартам и другие

Все эти обстоятельства актуализировали вопрос о необходимости создания Экологического кодекса Узбекистана, в ходе разработки которого возможно устранить отмеченные выше недостатки и вобрать в отечественное природоохранное законодательство наиболее эффективные правовые нормы и наилучшие практики развитых стран.

При разработке проекта Экологического кодекса были учтены отдельные положения международных конвенций и нормы зарубежного законодательства, в том числе США, Франции, Швеции, стран Евразийского Союза, России, Казахстана и ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), Директив ЕС, международных стандартов системы ИСО по контролю качества и системы экологической сертификации, механизмы стратегической экологической оценки, нормы, регулирующие вопросы экологического планирования, практика стран ЕС по использованию инструментов природоохранного регулирования воздействия на окружающую среду, практического применения стимулирующих и фискальных экологических налогов и платежей, процедура консультаций с общественностью Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), политика Всемирного банка, направленная на снижение рисков приостановки и закрытия проектов по требованию общественности, по страхованию финансовой ответственности в случае ущерба, понесенного в результате предыдущей и будущей деятельности и др.

В разработке проекта Экологического кодекса посредством организованных семинаров и вебинаров совместно с Комитетом по вопросам развития региона Приаралья Сената Олий Мажлиса, депутатами Комитета по вопросам экологии и охраны окружающей среды Законодательной палаты Олий Мажлиса, специалистами Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды принимают участие эксперты Всемирного банка, ЮНИСЕФ, ЮНЭП, ПРОООН, ОБСЕ, РЭЦЦА и многих других.

В целях систематизации структуры и упрощения пользования нормами предлагаемый проект Экологического кодекса Республики Узбекистан составлен из 10 разделов, 62 глав, вобравших в себя 547 статей.

Основными положениями проекта Экологического кодекса:

закрепляются основные принципы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, основные направления государственной политики, механизм осуществления государственного управления, полномочия Кабинета Министров, 15 министерств и государственных комитетов, органов государственной власти на местах, а также полномочия органов самоуправления граждан, права и обязанности негосударственных некоммерческих организаций, юридических и физических лиц в данной области;

раскрываются механизмы осуществления парламентского, государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля;

вводятся нормы по разрешительным процедурам, лицензированию, экологическому нормированию, техническому регулированию в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, порядок внедрения и применения международных стандартов и правил Конвенций и международных договоров в данной сфере;

включаются нормы по совершенствованию порядка проведения экологической экспертизы, экологической сертификации, экологического аудита, экологического менеджмента, закрепляются механизмы стратегической экологической оценки;

определяются экономические механизмы природопользования, экономические инструменты природоохранной деятельности;

устанавливаются нормы по перечню разрешительных документов в данной сфере и порядок их выдачи и регистрации;

определяются порядок экологического декларирования, экологической маркировки и нанесения экологических знаков продукции, товаров (работ и услуг);

вводятся правовые механизмы для поддержки и поощрения государственных органов к осуществлению природоохранных мер, предоставлению налоговых и кредитных льгот и предоставлению субсидий;

устанавливаются нормы, определяющие виды государственных кадастров, экологического мониторинга и порядок их проведения;

определяются требования экологической безопасности для защиты и рационального использования природных ресурсов, а также обращения с отходами, опасными химическими веществами, радиоактивными и ядерными материалами;

вводятся нормы по экологическому образованию и воспитанию, научным исследованиям в данной области, международному сотрудничеству, а также нормы, касающиеся экологического информирования населения и доступа граждан к информации по охране окружающей среды;

определяются обеспечения административной, экономической и уголовной ответственности, механизмы компенсации и вред за нарушения в данной сфере.

Принятие проекта Экологического кодекса Республики Узбекистан позволит качественно совершенствовать законодательство в сфере экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов и его практическую реализацию во благо жизни и здоровья каждого гражданина нашей Родины.

 

Е. Бабенко,

Х. Гаппаров,

депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Депутат Олий Мажлис