Проект буксует без специалистов

 

Растущий экономический потенциал страны, вводимые в строй современные предприятия нуждаются в квалифицированных специалистах. Действующая система подготовки кадров отстает от темпов и требований производства. На прошедшем 15 июня под председательством Президента Шавката Мирзиёева видеоселекторном совещании были рассмотрены меры профессионального обучения населения и совершенствования деятельности моноцентров по переподготовке.

На совещании отмечены потенциал и недостатки профессионального обучения молодежи, а также намечены направления для расширения имеющихся возможностей. О широком выборе на рынке профессий говорит следующий факт: в нынешнем году реализуется более девяти тысяч крупных и средних проектов на общую сумму 16 миллиардов долларов. Для их практического воплощения необходимо около 300 тысяч квалифицированных работников.

Этим занимаются 330 профессиональных школ, 173 колледжа и 207 техникумов. Однако их мощности используются только на 40—50 процентов, а моноцентры «Ишга мархамат» охватывают лишь 10 процентов безработных. Методическое обеспечение оставляет желать лучшего, используются устаревшие учебные программы. В связи с чем на совещании принято решение о внедрении новой системы адаптации профессионального образования к современным требованиям.

Ответственность за методическое обеспечение профессиональных школ и техникумов возложена на Министерство высшего и среднего специального образования. С целью учета потребности работодателей 45 колледжей переводятся в систему Министерства занятости и трудовых отношений с созданием на их базе моноцентров.

Также будут образованы советы по профессиональному образованию под председательством хокимов, которые будут функционировать в каждом городе, районе и области. В их состав войдут руководители государственных ведомств, банков, Торгово-промышленной палаты, ректоры, а также с учетом специфики экономики района — руководители промышленных, сельскохозяйственных, строительных и обслуживающих предприятий. Был подчеркнут положительный опыт некоторых колледжей.

Данный подход позволит привести трудовые ресурсы в соответствие с требованиями производителей, видами экономической деятельности в регионе, учетом динамичного прогресса предприятий. Он также поможет избежать ситуации, при которой, несмотря на изобилие имеющихся трудовых ресурсов, работодатели не могут найти подходящих сотрудников. Неразрывная связь профобразования с производственными предприятиями и бизнесом позволит оперативно реагировать на конъюнктуру профессий, быстро разрабатывать и осуществлять новые программы подготовки.

Стимулирование учителей и мастеров, работающих в учреждениях профессионального образования, должно повысить уровень преподавания, сделает колледжи и техникумы более престижным и конкурентным местом работы. Это звено образования нацелено на преподавание теоретических знаний, но в большей степени на обучение практических навыков и умений, необходимых для овладения определенной профессией.

 

Зухра ШАДИЕВА,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса.

“Народное слово”, 21.06.2022, 126

 

 

 

Депутат Олий Мажлис