Состоявшееся 3 февраля 2020 года заседание фракции Народно-демократической партии Узбекистана в Законодательной палате Олий Мажлиса было посвящено обсуждению ряда законопроектов.
С концептуальной точки зрения в первом чтении был рассмотрен проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан». В соответствии с настоящим законом предусмотрено внесение изменений и дополнений в 2 действующих закона.
В частности, в Закон «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций» предлагается внести изменение, касательно государственного социального заказа, то есть отменить полномочие Кабинета Министров Республики Узбекистан устанавливать порядок предоставления органами государственного управления государственного социального заказа негосударственным некоммерческим организациям для выполнения социально и общественно значимых проектов, формировать состава общественного совета.
Данное предложение разработано на основе Постановления Президента страны «О мерах по организации деятельности общественных советов при государственных органах».
Члены фракции поддержали данное предложение. Отметили, что крайне необходимо организовать отдельные общественные советы по предоставлению органами государственного управления государственного социального заказа негосударственным некоммерческим организациям и другим институтам гражданского общества, которые будут осуществлять свою деятельность независимо от правительства. Это позволит предупредить бюрократизм в сфере, обеспечить независимость негосударственных некоммерческих организаций от органов государственной власти и управления.
Члены фракции также выступили с предложением о том, что все нормы, связанные с деятельностью общественных советов, должны быть закреплены в проекте закона «Об общественном контроле», который планируется пересмотреть и принять в обновленном виде.
Изменение, также предлагается внести в Закон Республики Узбекистан «О социальном партнерстве», подразумевающее исключение из полномочий Кабинета Министров Республики Узбекистан право на формирование состава общественного совета при предоставлении органами государственного управления государственного социального заказа негосударственным некоммерческим организациям.
Данное предложение также разработано в соответствии с Постановлением Президента «О мерах по организации деятельности общественных советов при государственных органах».
Парламентская фракция НДПУ одобрила данное предложение. Вместе с тем, члены фракции высказали свои предложения по вопросу формирования общественных советов. То есть, разработка типового регламента общественных советов Законодательной палатой Олий Мажлиса будет полностью соответствовать демократическим принципам.
На заседании фракции в первом чтении также был рассмотрен проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим усилением гарантий прав ребенка». Данный законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений в 7 действующих законов.
В частности, будут внесены дополнения в Кодекс об административной ответственности. В соответствии со Статьей 291 Кодекса приведен порядок административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Республики Узбекистан. В данной статье будут уточнены случаи, при которых административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Республики Узбекистан не может быть применено.
Так, административное выдворение из Республики Узбекистан не будет применяться в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства, не достигшего возраста восемнадцати лет, если один из его родителей либо опекун или попечитель имеет право на проживание на законных основаниях на территории Республики Узбекистан. Случаи, при которых не допускается административное выдворение, конкретно указаны в проекте закона. Члены фракции Народно-демократической партии Узбекистана также единодушно поддержали это предложение.
На заседании активное обсуждение также вызвало дополнение, предложенное для внесения в Статью 44 Семейного кодекса Республики Узбекистан, посвященной вопросам, разрешаемым судом при вынесении решения о расторжении брака.
Данное дополнение разработано в соответствии с Постановлением Президента страны «О дополнительных мерах по дальнейшему усилению гарантий прав ребенка». В Постановлении отмечено, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также в ходе любого судебного или административного разбирательства. При этом органы (лица), уполномоченные принимать решения, при разрешении вопросов, затрагивающих интересы ребенка, должны рассматривать в качестве важного фактора мнение разумно и самостоятельно мыслящего ребенка независимо от его возраста и принимать решения исходя из наилучших интересов ребенка. Это - принципиальный вопрос.
Однако, депутаты отметили, что предлагаемое для внесения в Семейный кодекс дополнение не полностью отражает данный принцип.
Как подразумевает дополнение, предлагаемое для внесения в Семейный кодекс, «После расторжения брака при разрешении вопроса проживания ребенка с одним из родителей суд должен рассматривать в качестве важного фактора мнение разумно мыслящего ребенка независимо от его возраста и принимать решения исходя из наилучших интересов ребенка. При этом, очень сложно понять, что именно означает выражение «мнение разумно мыслящего ребенка» и как оно будет оцениваться. Поэтому, необходимо крайне ответственно подходить к определению нормы, касающейся судьбы человека, и особенно судьбы несовершеннолетних детей.
Исходя из этого, было предложено усовершенствовать и четко сформулировать текст предлагаемой нормы.
Члены фракции полностью одобрили дополнения, предложенные для внесения в Жилищный кодекс Республики Узбекистан по укреплению защиты интересов детей, оставшихся без родительской опеки, внесения в Налоговый кодекс дополнений, подразумевающих освобождение выплаты государственной пошлины в судах по гражданским делам по исковым заявлениям о защите прав и законных интересов детей.
Депутаты также всестороннее обсудили предложение о внедрении путем внесения дополнения в Закон «О гарантиях прав ребенка» Института, уполномоченного по правам ребенка.
Отметили, что данное предложение имеет актуальное значение в обеспечении прав, свобод и законных интересов детей, координации деятельности государственных и других органов, а также организаций по защите прав ребенка.
Было подчеркнуто, что новый Институт сыграет важную роль в реализации таких ответственных задач, как критический анализ процессов, связанных с обеспечением гарантий прав ребенка, разработка жизненно важных предложений.
На заседании фракции исходя из идей, целей и задач партии были обсуждены и другие вошедшие в повестку дня законопроекты, по ним приняты соответствующие решения.