Цели устойчивого развития на период до 2030 года включают экономический, социальный и экологический компоненты.
В ЦУР входят 17 целей и 169 задач, которые в целом направлены на преодоление бедности, улучшение благосостояния и благополучие народов, развитие мирных обществ, защиту окружающей среды. В 2015 году государства, являющиеся членами ООН, включая Узбекистан, одобрили ЦУР. Это означает, что ими взяты на себя обязательства по включению этих целей в национальные программы развития. Чтобы адаптировать ЦУР к национальному контексту каждого государства, необходимо разработать свой национальный план развития исходя из условий в стране, привлечь к этому процессу широкое участие граждан. ЦУР не только определяет приоритеты и новые задачи в различных секторах, но также и новые рубежи для достижения.
В нашей стране в Стратегии действий отражены национальные цели устойчивого развития, которые тесно связаны и гармонизированы с ЦУР. В 2018 году правительство Узбекистана приняло постановление «О мерах по реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года». В документе определены 16 целей и 127 задач, которые должны быть достигнуты к этому времени.
В достижении ЦУР ключевую роль играют представительские и подотчетные учреждения, которые функционируют с учетом всеобщих интересов. В частности, одна из целей связана с демократическим управлением для достижения устойчивого развития, мира и правосудия. В этой связи роль депутатов, которые наделены законодательными и контрольными функциями, важна в реализации парламентского контроля по выполнению Национального плана развития. К этому следует добавить анализ законопроектов, представленных правительством на их соответствие интересам народа и уязвимых слоев населения, принципам гарантии прав человека, гендерного равенства, а также оценки изменений, происходящих при реализации законодательства. Для этого депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса проводят обсуждения законопроектов в комитетах и во фракциях политических партий с участием представителей соответствующих министерств и ведомств. Депутаты с помощью механизмов парламентского контроля, таких как «правительственный час», депутатский запрос, слушания на заседаниях Законодательной палаты и в комитетах отчетов органов государственного управления, осуществляют контроль за бюджетными расходами для выявления недостатков и пробелов.
В Законе «О парламентском контроле» определено осуществление контроля Законодательной палатой за исполнением Государственного бюджета. Так, в апреле в нижней палате фракциями политических партий, а также на пленарном заседании рассмотрен отчет Счетной палаты по ее деятельности в 2019 году и отчет Кабинета Министров о деятельности сфер, отраслей экономики в первом квартале в рамках исполнения Государственной программы. По итогам работы депутаты дали предложения и рекомендации.
Парламентарии постоянно поддерживают связь со своими избирателями и населением, проводят с ними обсуждения законопроектов, тем самым определяют пробелы и слабые места и их соответствие потребностям народа в системе осуществления национальных целей устойчивого развития. Участие граждан на каждом этапе, начиная от разработки политических мер на начальном этапе до их реализации и мониторинга, необходимо при реализации ЦУР.
Депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса регулярно выезжают в округа на встречи с избирателями, взаимодействуют с Кенгашами народных депутатов для совместного решения проблем населения.
Парламент принимает активное участие в достижении Целей устойчивого развития с учетом национальной специфики посредством парламентского контроля и принятия законов, которые обеспечивают удовлетворение потребностей человека, защищают права человека, отменяют изоляционистские стратегии и никого не оставляют без внимания, как это записано в ЦУР.
Зухра ШАДИЕВА,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,
член фракции НДПУ.