Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своем докладе на первом заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса уделил особое внимание вопросу усиления парламентского надзора. Действительно, на нынешнем этапе реформ в условиях стремительного глобального развития повышение действенности парламента имеет важное значение в налаживании эффективной деятельности исполнительной власти.
За последние годы в нашей стране созданы новая форма и механизмы парламентского надзора. В частности, в Законодательной палате внедрен порядок заслушивания ответов членов правительства на вопросы депутатов - институт «Правительственный час», а также порядок предоставления разъяснений парламенту ответственными руководителями по актуальным проблемам, которые вызывают споры и дискуссии среди общественности.
Кроме того, с 2019 года налажена практика рассмотрения кандидатов в члены Кабинета Министров на заседании нижней палаты. Заметно повысилась эффективность контрольно-аналитической работы комитетов Законодательной палаты и фракций политических партий.
Однако, также имеются определенные проблемы в деле дальнейшего повышения эффективности парламентского надзора, а также незадействованные возможности в данном направлении.
Как показали анализы возникает ряд проблем в подготовке, направлении и рассмотрении результатов депутатского запроса - одного из важных форм парламентского надзора.
Считаю, что одной из главных причин того, почему сегодня так неэффективно работает институт депутатского запроса заключается в наличии пробелов в законодательстве в данном вопросе. Неправильно налажена практика использования депутатского запроса как такового.
Следует особо отметить, что эффективность депутатского запроса определяется не только потенциалом самих депутатов. Депутат – представитель народа. Не каждый депутат является правоведом: один фермер, другой строитель, третий – предприниматель. То есть, вполне естественно, что не все депутаты владеют навыками подготовки соответствующих законодательных актов.
Главная задача депутата – поднимать актуальные проблемы, подавать идеи. А другие вопросы, такие как доведение поднятой депутатом проблемы до необходимой формы, ее рассмотрение с юридической точки зрения требуют системного подхода.
Исходя из законодательства депутатский запрос определен как форма парламентского надзора. Следовательно, к процессу подготовки, направления и обсуждения результатов депутатского запроса следует подходить как к документу, исходящему от парламента.
В законодательстве нашей страны подробно определены процессы, связанные с парламентским запросом. Как известно, Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан вправе направить парламентский запрос должностным лицам органов государственной власти и управления с требованием дать обоснованное разъяснение или изложить свою позицию по вопросам, входящим в их ведение.
Предложение о направлении парламентского запроса вносится на рассмотрение Законодательной палаты комитетами, фракциями, а также депутатами Законодательной палаты в количестве не менее одной пятой от их общего числа. Проект постановления Законодательной палаты о парламентском запросе направляется Спикеру Законодательной палаты инициаторами запроса для его внесения в повестку дня очередного заседания Законодательной палаты.
К проекту постановления Законодательной палаты должны прилагаться проект парламентского запроса, а также другие необходимые материалы. В проекте парламентского запроса должны быть изложены предложения о форме ответа (устный или письменный) на парламентский запрос.
Законодательная палата принимает решение о направлении парламентского запроса большинством голосов от общего числа депутатов. Должностные лица государственных органов и органов хозяйственного управления предоставляют устный ответ на парламентский запрос на заседании Законодательной палаты в течении установленного срока.
Мое предложение заключается в том, чтобы внедрить такой же конкретный порядок и в отношении Депутатского запроса, в законодательство необходимо внести конкретный механизм данного процесса.
При этом депутатский запрос будет отличаться от Парламентского, прежде всего его инициатором. То есть, инициаторами Парламентского запроса являются комитеты и фракции, а депутатского – сами депутаты.
Кроме того, в отличии от Парламентского запроса Депутатский запрос, как правило, будет связан с обеспечением прав и законных интересов избирателей соответствующего избирательного округа.
В остальном же механизм должен быть идентичным. В чем же преимущество такого подхода спросите вы?
Во-первых, повысится качество Депутатского запроса. Качественная подготовка Депутатского запроса будет возложена не только на депутата. Депутат будет поднимать проблему, а ее формирование, глубокое обоснование будет осуществляться с участием соответствующих отделов и комитетов Законодательной палаты.
Во-вторых, Депутатский запрос станет более весомым. Проект депутатского запроса будет обсуждаться на заседании Законодательной палаты, утвержден в качестве Депутатского запроса и направлен в соответствующий орган хозяйственного управления. Следовательно, повысится ответственность должностных лиц в отношении Депутатского запроса, утвержденного решением самого Парламента.
В-третьих, повысится результативность Депутатского запроса. Должностные лица органов хозяйственного управления будут предоставлять информацию не депутатам, а парламенту, то есть они будут ответственны перед парламентом. Это будет служить усилению ответственности должностных лиц, и как результат повышению действенности Депутатского запроса.
Бесспорно, переход к такому порядку может стать причиной сокращения числа Депутатских запросов, увеличения числа вопросов, рассматриваемых на пленарных заседаниях, однако наряду с этим повысится их качество и действенность, депутатские запросы будут служить интересам народа.
Улугбек ВАФОЕВ,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,
член фракции НДПУ.