Состоялось заседание фракции НДПУз в Законодательной палате Олий Мажлиса. На нем подробно обсуждался вопрос исполнения Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов по итогам 1-полугодия 2020 года.
Как отмечалось, исполнение Государственного бюджета отражает государственную политику, осуществляемую в стране по социально-экономической поддержке населения. Исходя из исполнения бюджета государства можно оценивать эффективность проводимых социально-экономических реформ в целом. Данный вопрос является особенно актуальным сегодня, в период пандемии.
Вопросы развития образования, здравоохранения, социальной поддержки населения всегда находятся в центре внимания нашего государства. Уделяется особое внимание увеличению размеров средств, направляемых на развитие данных сфер, повышению жизненного благополучия населения. Особенно важным является вопрос рационального расходования бюджетных средств в такое непростое для всех время.
Следует отметить, что исполнение Государственного бюджета в 1-полугодии 2020 года осуществлялось в рамках Закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год», а также указов и постановлений Президента, решений Правительства по борьбе против распространения коронавирусной инфекции, устранению последствий глобального экономического кризиса, а также решений Республиканской антикризисной комиссии.
За отчетный период валовый внутренний продукт (ВВП) страны составил 255,3 трлн.сумов. Ограничения, введенные во всем мире из-за пандемии, к сожалению, сказались и на экономике нашей страны, отразились на большинстве ее показателях.
В ходе заседания отмечалось, что в результате пандемии COVID-19 снизился индекс активности населения, а карантинные меры отразились на его общих доходах. Так, по состоянию на январь-июнь 2020 года общие доходы населения составили 176,0 трлн.сумов.
Члены фракции отметили, что социальная направленность Государственного бюджета играет важную роль в укреплении гарантий социальной защиты в стране, дальнейшем улучшении уровня жизни населения.
В ходе обсуждений участники уделили особое внимание тому, насколько эффективно использованы средства, направленные на социальную сферу.
С каждым годом растет доля средств, направляемых из Государственного бюджета на развитие социальной сферы. В частности, за отчетный период на финансирование социальных расходов из Государственного бюджета было направлено 34 665,5 млрд.сумов, или 53,4 % общих государственных расходов. Данные расходы составили 13,9 % по отношению к ВВП страны.
На сферу здравоохранения направлено 8 071,5 млрд сумов, то есть на 1440,6 млрд. сумов (21,7 %) больше сравнительно аналогичного периода прошлого года. Средства, выделенные на здравоохранение, составили 12,4 % общих расходов Государственного бюджета.
Кроме того, за отчетный период на выплату пособий, материальной помощи и компенсаций из Государственного бюджета выделено 3726,7 млрд.сумов (на 847,1 млрд.сумов больше по сравнению с таким же периодом прошедшего года).
Члены фракции выразили свою конкретную точку зрения по поводу исполнения главного финансового документа нашей страны исходя из программных целей партии и интересов ее электората, обсудили и проанализировали допущенные ошибки и недостатки.
Так, остались неиспользованными 672,9 млрд.сумов от общего размера средств, выделенных из Государственного бюджета на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт 1919 общеобразовательных школ, 1 882,4 млрд.сумов, выделенных на строительно-ремонтные работы 256 дошкольных образовательных учреждений, 773,9 млрд.сумов – на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, мостов и туннелей, а также оснащение объектов и закупку техники, 538,6 млрд.сумов – на реализацию мер, намеченных в Государственных программах в направлении здравоохранения.
Депутаты отметили необходимость глубокого изучения причин таких случаев, принятия конкретных мер по недопущению повторения подобных недостатков и недочетов в дальнейшем.
Также была подчеркнута необходимость обеспечения эффективного и целевого использования бюджетных средств органами государственного управления и бюджетными организациями на местах и в центре, строгого соблюдения финансовой дисциплины, дальнейшего усиления контроля за исполнением норм и правил Бюджетного кодекса, повышения ответственности в данных вопросах.
В ходе заседания были резко раскритикованы участившиеся случаи неэффективного расходования и хищения средств в такой сложный для страны период, связанный с пандемией и введенными карантинными ограничениями. Отмечалась необходимость обеспечения прозрачности расходования бюджетных средств. Также допущен ряд недостатков в процессе выдачи пособий и материальной помощи населению, не обеспечена открытость в процессе строительства и ремонта объектов социальной сферы.
Участники отметили, что для эффективного обеспечения исполнения Государственного бюджета, наряду с парламентскими обсуждениями, также необходимо проводить оперативные анализы на местах, в частности отраслях, повышать действенность законов. На этой основе была разработана позиция фракции НДПУз по исполнению Государственного бюджета, а также бюджетов государственных целевых фондов.
Особенно тревожно, что уровень освоения средств, выделенных на реализацию инвестиционных программ, составил всего 35 процентов, крайне неудовлетворительно и состояние работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и оснащению объектов социальной сферы.
Говорилось, что необходимо усилить контроль депутатского корпуса фракции за поступлением запланированных средств из Государственного бюджета, а также их эффективным расходованием.
В процессе обеспечения исполнения Государственного бюджета роль депутатов не должна ограничиваться лишь осуществлением надзора, крайне важно обеспечить активное практическое участие депутатского корпуса в обеспечении реализации госбюджета.
На заседании, исходя из обсуждений, высказанных предложений и суждений, фракция Народно-демократической партии Узбекистана одобрила отчет об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов за первое полугодие 2020 года.