В Законодательной палате Олий Мажлиса прошло совместное заседание фракции Народно-демократической партии Узбекистана и Комитета по вопросам обороны и безопасности. Обсуждались результаты исследования с участием должностных лиц профильных министерств и ведомств по контролю за соблюдением установленной скорости на дорогах при движении автотранспортного средства с использованием радаров, стационарной и переносной спецтехники.
Как известно, рабочая группа, состоящая из группы депутатов от фракции Народно-демократической партии Узбекистана, сообщила, что данный вопрос изучался и анализировался непосредственно в разрезе регионов.
В ходе исследования особое внимание уделялось текущему состоянию нормативно-правовой базы и зарубежному опыту в этой сфере, анализу данных, предоставленных ответственными органами и судами, изучению практики в сфере и общественного мнения.
На сегодняшний день контроль за соблюдением установленной скорости на дорогах с использованием радаров, а также стационарной и переносной специальной техники регулируется 1 законом, 3 постановлениями Президента и 5 постановлениями Правительства.
Согласно данным, в 2018 году по 621 355 нарушениям, зафиксированным посредством фото и видео регистраторов были наложены штрафы в размере 208,4 млрд сумов, в 2019 году - 481,8 млрд сумов по 1227844 нарушениям, а в 2020 году - 724,6 млрд. сумов по 1763 691 случаям. Так, по сравнению с 2018 годом размер уплаченных населением штрафов увеличился на 28,3%.
Анализ данных, предоставленных Верховным судом Республики Узбекистан, показывает, что большинство водителей обращаются в суд с намерением обжаловать протоколы, составленные за нарушение правил дорожного движения за случаи превышения скорости, зафиксированные специальной автоматизированной фото- и видеоаппаратурой.
Примечательно, что большинство таких жалоб были удовлетворены судом. Так, в 2020 году из 19 134 дел, рассмотренных в судах по данному вопросу, 89,2%, или 17 073 дел, были удовлетворены, по 5778 делам принято решение о прекращении судопроизводства. В 1 квартале 2021 года рассмотрено 3 481 дело об административных правонарушениях, из них 2 612 или 75% удовлетворены.
Следует отметить, что согласно закону, дорожный знак, свидетельствующий о том, что соблюдение водителями ограничения скорости на дорогах контролируется с помощью радаров, должен быть установлен на всех участках дорог, где контролируется скорость движения. Определена обязательная установка постоянных дорожных знаков в местах использования стационарной спецтехники, а также временных дорожных знаков в местах использования переносной спецтехники. Однако депутаты отметили, что на практике этот порядок не всегда соблюдается.
Также отмечалось, что наблюдаются случаи, когда сотрудники ДПС ведут службу в автомобилях, неэкипированных в порядке, установленном МВД. Депутаты также отметили, что немало случаев установки на дорогах скрытых передвижных специальных устройств. Такие случаи приводят к обоснованному недовольству водителей и общественности в отношении штрафов, наложенных за нарушения таким способом.
На совместном заседании депутаты запросили у ответственных лиц информацию и комментарии по выявленным в ходе исследования случаям и спорным вопросам.
На собрании было принято решение разработать четкие предложения и рекомендации по обеспечению правового осуществления контроля на дорогах с использованием радаров и другого специального оборудования, строгому соблюдению требований нормативных документов, принципов открытости и прозрачности при наложении штрафов на водителей и оформлении соответствующих протоколов.