Я уже отмечал, что нам необходимо провести эксперимент в одном из регионов, касательно выборов хокимов. Это предложение истрактовали по-разному. Поэтому я постараюсь подробнее объяснить и разъяснить что я имел ввиду.
Реформирование государственного управления - одна из важнейших задач, стоящих перед новым Узбекистаном. Подлинная демократизация государственного управления имеет первостепенное значение для своевременного выявления и эффективного решения проблем социально-экономического развития. Это послужит повышению качества услуг, предоставляемых населению, и проложит путь к резкому снижению коррупции, правильному распределению ресурсов.
Коренное совершенствование структуры органов государственного управления и хокимиятов, оптимизация численности сотрудников и четкое определение границ полномочий руководителей и служащих на каждом уровне государственных органов приведут к новому этапу развития. Это, в свою очередь, позволит идентифицировать повторяющие друг друга и потерявшие свою актуальность сегодня государственные функции.
Следует признать, что в последние годы государственное управление было кардинально усовершенствовано, создана система сдержек и распределения полномочий между исполнительной, законодательной и судебной властями. Определен порядок одобрения кандидатов в заместители Премьер-министра, министров и председателей государственных комитетов Законодательной палатой и утверждения Президентом по представлению Премьер-министра.
Вместе с тем, введена процедура выступления кандидата в члены Правительства перед депутатами с краткосрочным и долгосрочным планом действий по развитию отрасли. Налажена практика регулярного заслушивания информации члена Правительства о ходе выполнения своего плана действий в палатах Олий Мажлиса и их комитетах. Введение в практику проведения «правительственного часа» в Законодательной палате по заслушиванию информации должностных лиц органов государственного управления обеспечило подотчетность членов правительства перед народными представителями. То есть, в центре продолжаются кардинальные реформы, направленные на дальнейшую демократизацию управления.
Однако нельзя сказать, что этот процесс стал последовательным повсеместно. С точки зрения сбалансированности интересов, пришло время донести реформы до самых низов. Следует признать, что Советы народных депутатов не обеспечивают эффективный контроль за деятельностью хокимов и местных исполнительных органов.
Именно поэтому президент Шавкат Мирзиёев в декабре 2016 года сказал следующее, касательно выборов местных хокимов: «В будущем мы должны рассмотреть и обсудить вопрос, касательно избрания местных хокимов непосредственно народом. Если каждый регион сам выберет своего руководителя, можно резко повысить ответственность руководителей перед народом и обществом».
Эта важная идея прозвучала как серьезный вызов политической реформе в обществе. В течение прошедшего периода этот вопрос активно обсуждался общественностью, но систематический и реалистичный анализ не был проведен, и никаких обоснованных выводов сделано не было.
Хокимы должны избираться, это является приоритетным демократическим принципом. Выборы в местные органы исполнительной власти - это требование сегодняшних реформ.
Эти важные демократические требования современности внесут большой вклад в процесс реформ в обществе. Прежде всего, это создаст важную основу для повышения правовой и политической активности населения.
Сегодня хоким возглавляет как исполнительную власть, так и кенгаш народных депутатов, который является представительным органом государственной власти.
Этот порядок возможно был необходимой мерой в те годы, когда мы только вступили на путь самостоятельного развития, когда еще не сформировалась прочная система местного самоуправления. Однако из-за предоставленных хокимам широких полномочий и их неподотчетности гражданам, проживающим на территории, которую они возглавляют, некоторые из них начали вести себя как абсолютные хозяева. Пренебрежительное отношение к людям, потеря контроля над собой, унижение, и даже оскорбление других на собраниях, стало для некоторых хокимов обычным делом.
В демократических государствах внедрен конституционный принцип разделения властей на всех уровнях государственного управления и эффективно действует система сдержек и противовесов. Эта система является важным фактором поддержания баланса интересов. Без внедрения системы сдержек и противовесов трудно ожидать истинной справедливости в местных органах власти.
Правда, есть и другая сторона вопроса. Если хокимы будут избираться, в районах может возникнуть неразбериха и недопонимание. Увлеченность представительной власти контролем может негативно сказаться на эффективности социально-экономических реформ.
Однако процесс реформирования управления нельзя остановить лишь предположениями. Думаю, нам нужен четкий анализ этого вопроса, реальный опыт, который будет основанием для того, чтобы сделать конкретные выводы.
Самый близкий и безопасный способ сделать это - провести эксперимент по избранию хокимов в одной или нескольких городах и районах с развитой инфраструктурой. Мы не можем узнать, готовы мы к этому или нет, пока не попробуем. Это станет первым опытом, бесспорно будут ошибки, но постепенно мы будем извлекать уроки из этих ошибок.
Мы считаем, что именно по этому пути должно идти сильное гражданское общество. Тогда повысится и статус депутата. Подобный эксперимент с избранием хокимов также создаст основу для усиления конкуренции между партиями в регионах. В местных кенгашах появится разнообразие взглядов и мнений в соответствии с направлениями партий. В таких условиях начнется реальная конструктивная конкуренция между партиями за власть.
Совершенствование управления в регионах - актуальный и важный вопрос. Проведение экспериментального исследования по избранию хокимов в определенных городах и районах положительно повлияет на политико-правовую активность и общественное настроение нашего народа, особенно молодежи, составляющей большую часть избирателей.
Улугбек Иноятов,
председатель Центрального Совета Народно-демократической партии Узбекистана.