О потребительской корзине и не только…

Избирательная кампания вступила в свою активную фазу. Партии, выдвинувшие кандидатов в депутаты Законодательной палаты и Кенгашей народных депутатов на местах, объявили в открытой печати основные приоритеты своих предвыборных программ и разворачивают агитацию за их поддержку избирателями.

Так получилось, что некоторые из приоритетов Народно-демократической партии Узбекистана первыми стали достоянием общественности. Причем некоторые Интернет-издания и блогеры в популярных социальных сетях постарались придать им характер политического скандала. И все из-за того, что лидер партии Улугбек Иноятов высказал мнение о достаточности 2,5 млн. сум в месяц для того, чтобы обеспечить потребности семьи из 5 человек в основных, обусловленных физиологическими нормами, продуктах питания.

Стройных хор возмущенных таким утверждением голосов мало походил на предвыборную полемику. Логика и оценочные расчеты отошли на второй план. Возобладали эмоции тех, кто с возмущением говорил о своей, личной невозможности удовлетворить свои потребности в пределах такого размера ежемесячного дохода.

При этом никто из «протестующих» даже не удосужился разобраться, в чем заключаются программные приоритеты НДП Узбекистана и в какой именно связи руководителем партии была названа именно эта сумма.

Объективности ради надо сказать, что среди ввязавшихся в «полемику» людей были те кто, следуя своему здравому смыслу, взял в руки калькулятор, вооружился рекомендуемыми Всемирной организацией здравоохранения нормами здорового сбалансированного питания и на основе реально сложившихся на потребительском рынке цен на продукты питания (правда, без сникерсов, «энергетических» напитков и посещения ресторанов) посчитал стоимость продуктовой части потребительской корзины. Результаты уложились в пределах от 1 млн 600 тысяч до 1 млн 800 тысяч. И когда эти результаты были выложены в комментариях к «скандальным» публикациям, их авторов удивительным образом «стихийно» сложившееся единодушное большинство «протестующих» тут же поспешило объявить «пособниками НДП Узбекистана в стремлении данной партии ввергнуть народ страны во «всеобщую нищету».

Попробуем спокойно разобраться, прежде всего в том, к чему, собственно, призывает Народно-демократическая партия Узбекистана. А ведь эта партия считает своей главной программной целью формирование в основ социального демократического государства.

Решение этой задачи, в первую очередь, означает обеспечение благосостояния для всех. То есть обеспечение для каждой семьи того уровня доходов, который будет достаточным для полноценного удовлетворения первоочередных жизненных потребностей, включая благоустроенное жилье, бесперебойное обеспечение надежными и устойчивыми источниками энергии, природным газом и питьевой водой, сбалансированное здоровое питание, качественное образование и медицинское обслуживание.

Назван в программе партии и конкретный ориентир такого уровня благосостояния – уровень и качество жизни населения не ниже достигнутого в среднеразвитых странах мира. Любому, кто не поленится обратиться к данным о человеческом развитии, публикуемым в соответствующих ежегодных докладах ПРООН, станет ясно, что речь идет об уровне доходов, значительно больших, чем названные 2,5 млн. сум.

Хотел бы сразу обратить внимание еще на один вопрос. Тем, для кого 500 тыс. сум в месяц на человека на пропитание мало, и кто уже зарабатывает себе на жизнь значительно больше, беспокоиться не о чем. НДПУ не призывает ограничить доходы семьи. Наоборот, партия призывает поднять на достойный уровень доходы малообеспеченных семей.

Приведу официальные цифры. 1 ноября Министерство финансов опубликовало на своем сайте для всеобщего доступа проект Государственного бюджета на 2020 год (Бюджет для граждан). Наряду с прочими интересными данными, в этом документе четко указано количество семей получающих из бюджета социальные пособия и материальную помощь - по 3 видам пособий и помощи получателями определены около 600 тыс. семей.

В статье 39 Конституции Республики Узбекистан установлено, что «пенсии, пособия, другие виды социальной помощи не могут быть ниже официально установленного прожиточного минимума». Но ни один законодательный акт не определяет, кто официально устанавливает прожиточный минимум и на основе каких нормативов.

В этой связи Народно-демократическая партия Узбекистана предлагает начать с законодательного определения прожиточного минимума. То есть с принятия такого Закона, который свяжет размер прожиточного минимума не с базовой расчетной величиной, а со стоимостью минимальной потребительской корзины, регулярно (с учетом уровня инфляции) пересматриваемой на основе реально складывающихся на потребительском рынке цен.

Но одно только определение прожиточного минимума само по себе не обеспечит трудоспособному населению достойную заработную плату. Чтобы заработная плата была достойной, нужно повышать уровень занятости трудоспособного населения на стабильных рабочих местах, прежде всего, в производственной сфере – промышленности и сельском хозяйстве.

В целом Предвыборная программа НДП Узбекистана предлагает в предстоящие 5 лет осуществить двенадцать конкретных практических шагов по пути к достижению такого уровня и качества жизни всех слоев населения, который был бы сопоставим со среднеразвитыми странами мира. Их осуществление, по оценкам экспертов, вполне достижимо.

 

Михаил ЕЛЬШОВ,

политолог, главный консультант ЦС НДП Узбекистана