– важный фактор свободных и справедливых выборов
Улугбек ИНОЯТОВ, Председатель Центрального Совета Народно-демократической партии Узбекистана:
— Принятие Избирательного кодекса Республики Узбекистан стало итогом той напряженной работы, которая была проделана в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах в направлении совершенствования избирательного законодательства.
Хотелось бы подчеркнуть, что это – не просто объединение в одном законодательном акте всех законов, ранее действовавших в сфере избирательного права. Создано принципиально новое правовое поле организации и проведения выборов.
Эксперты НДП Узбекистана, как и эксперты других партий, принимали непосредственное участие в разработке проекта Избирательного кодекса. И хочу с удовлетворением отметить, что результатом нашей совместной работы, поддержанным законодателями, стало существенное усиление правовых гарантий создания равных условий для участия партий в избирательном процессе.
Важным шагом по обеспечению подлинно равных условий для участия политических партий в выборах стала отмена квоты для избрания депутатов Законодательной палаты непосредственно Экологическим движением Узбекистана. Ранее действовавшая норма, создавая односторонние преимущества для членов данного движения, одновременно уменьшала количество мест для избрания депутатов нижней палаты парламента от политических партий.
Теперь только политические партии выдвигают своих кандидатов в депутаты всех уровней, что, без сомнения, будет способствовать росту состязательности на выборах. Тем более, что количество депутатских мест, за получение которых будут состязаться партии, существенно увеличилось.
Сняты неоправданные ограничения, действовавшие при сборе подписей в поддержку участия партий в выборах депутатов Законодательной палаты. Теперь каждый избиратель может своей подписью поддержать участие в выборах нескольких партий. В данном вопросе проведена правильная разделительная линия между поддержкой участия в выборах и голосованием за кандидата от конкретной политической партии.
Ранее действовавшая норма как бы подталкивала избирателей к тому, чтобы уже на этом этапе окончательно определиться со своими политическими предпочтениями. А это противоречило логике избирательного процесса, предусматривающего, что избиратель принимает свое решение в день голосования.
Важное значение для обеспечения прозрачности выборов имеет усиление роли наблюдателей от политических партий, снятие неоправданных ограничений по их количеству, а также четкое законодательное закрепление их прав и полномочий и существенное усиление института уполномоченных представителей партий на избирательных участках.
В Избирательном кодексе унифицированы и систематизированы нормы, регулирующие проведение предвыборной агитации, четко определены формы агитации и порядок их использования, что также усиливает гарантии создания равных условий для участия партий в избирательном процессе.
Все это создает необходимый правовой фундамент для того, чтобы нынешние выборы в Олий Мажлис Республики Узбекистан и местные представительные органы государственной власти в полной мере соответствовали общепринятым международным критериям свободных и справедливых выборов.
Мы хорошо понимаем, что усиление гарантий создания равных условий для участия в выборах – это не только новые права и возможности, но и возрастание ответственности партии за их эффективное использование в интересах тех избирателей, которые поддерживают нашу партию на выборах.
Исходя из этого, Народно-демократическая партия Узбекистана, вступая в избирательную кампанию, прилагает усилия к обновлению своих идеологических и программных документов.
С учетом тенденций современного развития страны и ключевых приоритетов Стратегии действий мы уточнили принципы своей политической идеологии, пересмотрели и конкретизировали многие из своих программных приоритетов.
Своей главной политической целью наша партия считает формирование в Узбекистане социального демократического государства, обеспечивающего социальное равенство всех граждан, независимо от социального и имущественного положения, подконтрольность и подотчетность власти народу и гарантирующего высокий уровень социальной защищенности уязвимых слоев населения.
Наша партия полагает, что для этого, в первую очередь, необходимо обеспечить повышение социальной эффективности осуществляемых реформ. Основным критерием этого мы считаем повышение качества жизни, в первую очередь, малообеспеченных и уязвимых слоев населения. Это является одной из основ укрепления общественной стабильности, как необходимого условия устойчивого экономического развития и формирования демократического государства.
В этой связи партия намерена предложить ряд конкретных мер по повышению эффективности действующей системы пенсионного обеспечения и социальных пособий, оказания социальных услуг населению.
Так, в решении задачи полноценного удовлетворения жизненных потребностей пенсионеров, нетрудоспособных инвалидов, одиноких престарелых граждан и других уязвимых слоев населения мы считаем необходимым повысить роль социального предпринимательства и государственно-частного партнерства.
Опираясь на международные правовые нормы и Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, партия предусматривает в своей новой Предвыборной программе разработку и внесение предложений по дальнейшему совершенствованию национального законодательства в этой сфере.
Мы считаем, что социальное равенство, наряду с другими критериями, это также и равные возможности получения стандартного образования и квалифицированной медицинской помощи в любых населенных пунктах Узбекистана, в том числе, в отдаленных и труднодоступных сельских населенных пунктах. В этой связи, по мнению НДП Узбекистана, необходимо законодательно закрепить систему дополнительных материальных и моральных стимулов для высококвалифицированных педагогических и медицинских работников, работающих в отдаленных кишлаках.
Социальная эффективность реформ не является отвлеченным понятием, а должна, на наш взгляд, иметь конкретные количественные критерии. В этой связи предвыборными программными целями НДП Узбекистана предусматривается внесение предложений о законодательном закреплении минимальных государственных социальных стандартов. В этой связи мы также полагаем необходимым, опираясь на соответствующие международные рекомендации и прогрессивный международный опыт, внести предложения о порядке законодательного регулирования определения прожиточного минимума, основанного на расчете стоимости потребительской корзины.
Особое внимание в своих новых программных документах наша партия также уделяет вопросам эффективного вовлечения незанятого трудоспособного населения на стабильные рабочие места с достойной оплатой труда, включая содействие посильной трудовой занятости инвалидов и стимулирование предпринимательской активности членов малообеспеченных семей. Мы считаем также важным активно содействовать обеспечению социальной доступности жилья, коммунальных услуг, гарантированного медицинского обслуживания и стандартного образования для малообеспеченных семей и других уязвимых слоев населения.
Эти и другие наши программные приоритеты составляют основу политической индивидуальности НДП Узбекистана и предмет для предвыборной борьбы за депутатские места с другими партиями.
В начинающейся избирательной кампании мы отошли от упрощенного понимания подготовки к выборам, предполагавшего, что о политической идеологии и программных целях партии уместно говорить с населением только в период предвыборной агитации.
В настоящее время по линии местных и первичных организаций партии проводится серия массовых общественно-политических мероприятий, в ходе которой среди населения разъясняются те цели и задачи, которые будут предложены съезду для включения в Предвыборную программу.
Мы считаем это полезным, поскольку такая работа позволяет оценить актуальность наших предвыборных приоритетов, а также максимально учесть в них социальные интересы и жизненные потребности базовых социальных групп населения и предложения участников мероприятий о путях решения соответствующих социальных и экономических задач.
Уже сегодня мы можем с уверенностью говорить о том, что в новых правовых условиях межпартийная состязательность будет более активной и содержательной, чем на предыдущих выборах. Народно-демократическая партия Узбекистана готова вести эту состязательность, эффективно используя новые гарантии и возможности и твердо соблюдая принципы общепринятой в международном сообществе электоральной этики.